Что такое политика компании
Политика компании помогает наладить управление бизнес-процессами, найти оптимальные способы достижения целей и преодолеть кризисы.Политика компании или корпоративная политика — это принципы, правила и регламенты, которых сотрудники и руководство придерживаются в работе. Может показаться, что речь идет о бюрократической системе или ограничениях для персонала. На самом деле политика способствует коммерческому успеху организации: помогает наладить управление бизнес-процессами, найти оптимальные способы достижения целей и преодолеть кризисы. Рассказываем, как работает политика компании, для чего нужна и как ее сформировать.
Направления корпоративной политики
Политика в том или ином виде есть в любой компании. Даже если официальный документ не написан, в коллективе существуют организационные принципы и методы работы. В процессе ежедневного выполнения задач сотрудники создают алгоритмы действий, следуют им сами и обучают новичков.
Руководство может документально закрепить сложившуюся политику, если она отвечает интересам организации. Неприемлемые или неэффективные правила нужно устранить, а затем внедрить новые.
Направления политики компании:
-
Внутренняя — регулирует процессы внутри компании. Регламентирует взаимодействие отделов, порядок общения персонала с руководством, зоны ответственности, правила документооборота.
-
Внешняя — помогает выстроить взаимоотношения с бизнес-средой. Определяет порядок работы с клиентами, контрагентами, банками и государственными органами.
Политика компании касается всех сфер деятельности предприятия, поэтому часто включает несколько документов. Некоторые распространяются на всю команду, другие предназначены для отдельных департаментов.
Виды политики |
||
Политика | Для чего нужна | Какие документы и мероприятия включает |
Социальная |
- реализует социальные гарантии - закрепляет социальную ответственность бизнеса |
- программы дополнительного медицинского страхования - помощь сотрудникам в сложных жизненных ситуациях - корпоративное питание - комфортный график отпусков |
Финансовая |
- управляет денежными потоками - устанавливает принципы формирования бюджета |
- стандарты бюджетирования - приоритетные направления финансирования |
Кадровая |
- формирует кадровый резерв - способствует развитию потенциала сотрудников - координирует работу HR-отдела |
- правила отбора, найма и увольнения работников - программы дополнительного обучения - требования к кандидатам на вакансии |
Учетная | - регламентирует бухучет и документооборот |
- правила внутреннего документооборота - порядок проведения инвентаризации - план бухгалтерских счетов |
Маркетинговая |
- определяет способы продвижения продукции - помогает сформировать имидж бренда и позиционировать компанию |
- маркетинговая стратегия - правила продаж - рекламные инструменты - цели рекламных кампаний - принципы позиционирования |
Операционная | - включает регламенты работы конкретных отделов |
- стандарт обработки обращений клиентов - регламент проведения платежей и расчетов - правила складской обработки товаров |
Политика безопасности | - защищает персонал и имущество от различных угроз |
- регламенты доступа в производственные помещения - правила пожарной безопасности - правила экологической безопасности производства |
ИТ-политика | - устанавливает принципы обработки информации |
- права доступа к информационным ресурсам и документам - правила хранения и распространения внутренней информации |
Ценности и принципы компании
Политика опирается на ценности и принципы — это моральные и деловые правила, которые компания считает важными и транслирует от своего имени. Ценности определяют общие ориентиры, а правила помогают внедрить их в жизнь. Поясним на примере:
«Забота об окружающей среде» — это ценность, «Мы производим упаковку только из вторсырья» — это принцип.
Ценности и принципы помогают выстроить взаимоотношения внутри организации и наладить внешние связи компании.
Зачем бизнесу нужны ценности и принципы:
✔️ Формируют образ бренда — аудитория лояльна к товару или услугам, если ей откликаются ценности компании. Например, производители здорового питания исключают из своих продуктов сахар, чтобы заинтересовать приверженцев ЗОЖ.
✔️ Помогают принимать решения — принципы дают понять, что допустимо или неприемлемо в работе. Если в компании не принято оставлять открытые заявки клиентов в конце дня, менеджеры задержатся, чтобы ответить.
✔️ Помогают отбирать подходящих сотрудников — специалист HR-отдела выстраивает собеседования так, чтобы понять, готов ли кандидат разделить ценности и принципы компании. Так на позиции, где требуется инициатива, не стоит нанимать тех, кто привык действовать строго по инструкциям.
Как сформировать политику компании
После того как прояснили цели и ценности компании, можно приступать к разработке и документальному оформлению корпоративной политики.
Этапы формирования политики компании:
- Проведите исследование. Соберите удачные примеры политики компаний в вашей сфере бизнеса. Опросите коллектив — выясните, какие пункты работники хотели бы зафиксировать в политике.
- Составьте документ. Избегайте размытых формулировок — политика должна быть не просто декларацией намерений, а четким алгоритмом действий. Обязательно включите в документ следующие пункты:
☑️ список правил;
☑️ область применения;
☑️ на кого распространяются;
☑️ кто контролирует исполнение;
☑️ что делать в нештатных ситуациях. - Познакомьте персонал с политикой. Соберите обратную связь от сотрудников, изучите комментарии к политике и внедрите эффективные предложения.
- Проведите тестовый запуск. Попробуйте реализовать политику в некоторых отделах, и если результат будет удовлетворительным — распространите на всю компанию. Предварительно доработайте пункты, с которыми возникли затруднения.
Инструменты внедрения корпоративной политики
Мало просто сформировать политику и упаковать в документ — нужно добиться, чтобы персонал знал и выполнял правила. В первую очередь включите пункты корпоративной политики в должностные инструкции.
Также помогут специальные ИТ-решения: разрабатывать и внедрять политику удобно с помощью баз знаний.
В рабочих пространствах сервиса сотрудники смогут создавать и коллективно редактировать документы. Познакомить персонал с политикой компании и проверить знания тоже можно с помощью ТИМЛИ — для этого здесь есть модули обучения и тестирования.