Что такое политика компании

Политика компании помогает наладить управление бизнес-процессами, найти оптимальные способы достижения целей и преодолеть кризисы.

Политика компании или корпоративная политика — это принципы, правила и регламенты, которых сотрудники и руководство придерживаются в работе. Может показаться, что речь идет о бюрократической системе или ограничениях для персонала. На самом деле политика способствует коммерческому успеху организации: помогает наладить управление бизнес-процессами, найти оптимальные способы достижения целей и преодолеть кризисы. Рассказываем, как работает политика компании, для чего нужна и как ее сформировать.

Направления корпоративной политики

Политика в том или ином виде есть в любой компании. Даже если официальный документ не написан, в коллективе существуют организационные принципы и методы работы. В процессе ежедневного выполнения задач сотрудники создают алгоритмы действий, следуют им сами и обучают новичков. 

Руководство может документально закрепить сложившуюся политику, если она отвечает интересам организации. Неприемлемые или неэффективные правила нужно устранить, а затем внедрить новые. 

Направления политики компании: 

  • Внутренняя — регулирует процессы внутри компании. Регламентирует взаимодействие отделов, порядок общения персонала с руководством, зоны ответственности, правила документооборота. 

  • Внешняя — помогает выстроить взаимоотношения с бизнес-средой. Определяет порядок работы с клиентами, контрагентами, банками и государственными органами. 

Политика компании касается всех сфер деятельности предприятия, поэтому часто включает несколько документов. Некоторые распространяются на всю команду, другие предназначены для отдельных департаментов. 

Виды политики

Политика Для чего нужна Какие документы и мероприятия включает
Социальная

 - реализует социальные гарантии

 - закрепляет социальную     ответственность     бизнеса

 - программы дополнительного медицинского   страхования

 - помощь сотрудникам в сложных жизненных   ситуациях 

 - корпоративное питание

 - комфортный график отпусков 

Финансовая

 - управляет денежными потоками

 - устанавливает принципы   формирования   бюджета

 - стандарты бюджетирования 

 - приоритетные направления финансирования 

Кадровая

 - формирует кадровый резерв

 - способствует развитию потенциала   сотрудников

 - координирует работу HR-отдела

 - правила отбора, найма и увольнения работников

 - программы дополнительного обучения 

 - требования к кандидатам на вакансии

Учетная  - регламентирует бухучет и   документооборот

 - правила внутреннего документооборота 

 - порядок проведения инвентаризации 

 - план бухгалтерских счетов

Маркетинговая

 - определяет способы продвижения   продукции

 - помогает сформировать имидж бренда   и позиционировать компанию

 - маркетинговая стратегия

 - правила продаж 

 - рекламные инструменты 

 - цели рекламных кампаний 

 - принципы позиционирования

Операционная  - включает регламенты работы   конкретных отделов

 - стандарт обработки обращений клиентов

 - регламент проведения платежей и расчетов

 - правила складской обработки товаров

Политика безопасности  - защищает персонал и имущество   от   различных угроз

 - регламенты доступа в производственные   помещения 

 - правила пожарной безопасности 

 - правила экологической безопасности   производства

ИТ-политика  - устанавливает принципы     обработки   информации

 - права доступа к информационным ресурсам и документам 

 - правила хранения и распространения внутренней информации

Ценности и принципы компании

Политика опирается на ценности и принципы — это моральные и деловые правила, которые компания считает важными и транслирует от своего имени. Ценности определяют общие ориентиры, а правила помогают внедрить их в жизнь. Поясним на примере:

«Забота об окружающей среде» — это ценность, «Мы производим упаковку только из вторсырья» — это принцип.

Ценности и принципы помогают выстроить взаимоотношения внутри организации и наладить внешние связи компании. 

Зачем бизнесу нужны ценности и принципы: 

✔️ Формируют образ бренда — аудитория лояльна к товару или услугам, если ей откликаются ценности компании. Например, производители здорового питания исключают из своих продуктов сахар, чтобы заинтересовать приверженцев ЗОЖ. 

✔️ Помогают принимать решения — принципы дают понять, что допустимо или неприемлемо в работе. Если в компании не принято оставлять открытые заявки клиентов в конце дня, менеджеры задержатся, чтобы ответить. 

✔️ Помогают отбирать подходящих сотрудников — специалист HR-отдела выстраивает собеседования так, чтобы понять, готов ли кандидат разделить ценности и принципы компании. Так на позиции, где требуется инициатива, не стоит нанимать тех, кто привык действовать строго по инструкциям. 

После того как прояснили цели и ценности компании, можно приступать к разработке и документальному оформлению корпоративной политики.

Этапы формирования политики компании: 

  1. Проведите исследование. Соберите удачные примеры политики компаний в вашей сфере бизнеса. Опросите коллектив — выясните, какие пункты работники хотели бы зафиксировать в политике.
  2. Составьте документ. Избегайте размытых формулировок — политика должна быть не просто декларацией намерений, а четким алгоритмом действий. Обязательно включите в документ следующие пункты: 
    ☑️ список правил;
    ☑️ область применения; 
    ☑️ на кого распространяются;
    ☑️ кто контролирует исполнение; 
    ☑️ что делать в нештатных ситуациях. 
  3. Познакомьте персонал с политикой. Соберите обратную связь от сотрудников, изучите комментарии к политике и внедрите эффективные предложения. 
  4. Проведите тестовый запуск. Попробуйте реализовать политику в некоторых отделах, и если результат будет удовлетворительным — распространите на всю компанию. Предварительно доработайте пункты, с которыми возникли затруднения. 

Инструменты внедрения корпоративной политики

Мало просто сформировать политику и упаковать в документ — нужно добиться, чтобы персонал знал и выполнял правила. В первую очередь включите пункты корпоративной политики в должностные инструкции.

Также помогут специальные ИТ-решения: разрабатывать и внедрять политику удобно с помощью баз знаний.

Например, на платформе TEAMLY можно собрать опыт компании и преобразовать его в статьи и наглядные материалы.

В рабочих пространствах сервиса сотрудники смогут создавать и коллективно редактировать документы. Познакомить персонал с политикой компании и проверить знания тоже можно с помощью ТИМЛИ — для этого здесь есть модули обучения и тестирования.

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.