teamly_promo_bot 1

Точка безубыточности. Формула и алгоритм расчета

Чтобы сделать бизнес прибыльным, важно уметь производить расчет точки безубыточности: фиксировать и корректировать сколько товара должно быть реализовано, чтобы выходить в плюс, или по крайней мере оставаться в нуле после анализа очередного периода бухгалтерской отчетности.
clock 7 минут

В уставах компаний – основном учредительном документе коммерческих организаций – может быть прописана самая разная информация. Определен порядок управления юридическим лицом, зафиксированы права и обязанности участников, порядок передачи своей доли другому лицу и пр. Но все уставы объединяет одно – цель создания компании – зарабатывание прибыли.

Нередко в компании трудится множество сотрудников, оборот средств пересекает десяток миллионов рублей, но фактической прибыли основатели не видят. Обычно причина заключается в отсутствии финансового анализа и планирования.

Чтобы сделать бизнес прибыльным, важно уметь производить расчет точки безубыточности: фиксировать и корректировать сколько товара должно быть реализовано, чтобы выходить в плюс, или по крайней мере оставаться в нуле после анализа очередного периода бухгалтерской отчетности.

Что такое точка безубыточности и для чего ее рассчитывать

Точка безубыточности (окупаемости) – это такой уровень продаж, когда организация не теряет деньги и в то же время не является прибыльной. Вычисление этого финансового момента необходимо для расчета минимального количества продаж, которое бы покрывало все издержки

Калькуляция точки безубыточности дает возможность бизнесмену спрогнозировать, насколько успешно ему удастся удерживаться на рынке при текущей конъюнктуре и на какие прибыли можно рассчитывать при увеличении числа продаж товара.

Этот инструмент также периодически используют в качестве экспресс-метода во время процедуры продажи бизнеса для объективного анализа его эффективности и создания рекламы.

Точка безубыточности предоставляет важную информацию бизнесменам и дает возможность выполнить следующие действия:

  1. Зафиксировать пороговое число продаж для выхода в ноль. Параметр демонстрирует количество продукции или объем продаж товаров для покрытия издержек;
  2. Анализировать эффективность дела: В процессе сравнивания параметра с реальными цифрами можно определить эффективность бизнеса в целом.
  3. Планировать и прогнозировать: С помощью точки безубыточности можно лучше прогнозировать минимальное число продаж товара для планируемого периода и настроить бизнес-план в соответствии с этим.
  4. Управлять ценообразованием: Понимание, как цена продажи коррелируется с точкой безубыточности, способно помочь в процессе установления цен на товар и предложения скидок.
  5.  Осознанно вкладывать капитал: Расчет точки безубыточности – визуальный помощник предпринимателя в вопросах инвестирования или не инвестирования дополнительных средств в дело, особенно в вопросах расширения и внедрения дополнительного товарного перечня.
  6. Сопоставлять риски: Когда параметр чрезвычайно высок, это знак того, что бизнес имеет высокий уровень риска. Предприниматели могут использовать такие данные для прогнозирования рисков и своевременного реагирования по их снижению.
  7. Проводить анализ чувствительности: Изучение того, как корректировка цен и расходов воздействуют на безубыточность, помогает руководству предприятия оценивать устойчивость бизнеса к внешним изменениям.

Какие показатели нужны для расчета

Как в любой другой математической формуле, для точного расчета точки безубыточности требуются свои «x», «y», и «z». В список метрик в данном случае входят:

Переменные расходы:

  • Себестоимость продукции;

  •  Производственные издержки (материальная база, труд, энергия);

  •  Расходы на реализацию (комиссии, транспортировка).

Постоянные расходы:

  •   Заработные платы сотрудников;

  •  Арендная плата;

  • Амортизация оборудования;

  •  Деньги на рекламу, маркетинг и общие управленческие издержки.

Как рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении

Обычно ее высчитывают монотоварные предприятия, не обладающие разнообразием продуктовой корзины. По окончании расчетов пользователь сможет увидеть, какое количество товара нужно реализовать для полного покрытия всей суммы расходов и избежания убытков.

Как происходит расчет:

  1. Определите ваши постоянные затраты (Fixed costs). Это такие расходы, которые вы несете независимо от числа реализуемой продукции. Сюда включают ренту, вознаграждение персонала, оплату услуг и расходы на рекламу;
  2. Посчитайте переменные затраты (Variable costs) на одну единицу товара. Они тесно взаимосвязаны с производством товара. В список входят издержки на сырьевую базу, оплату человеко-часов на производстве и пр.;
  3.  Определите среднюю цену вашего товара.

После сбора данных, вы можете применить следующую математическую формулу:

Пример расчета точки безубыточности в натуральном выражении

Рассмотрим кейс, чтобы проиллюстрировать описанную формулу.

Представьте, что вы владеете небольшим киоском с кофе. Все расчеты вы производите в рублях.

Ваши постоянные затраты (Fixed costs) каждый месяц равняются 80000. Сумма включает оплату помещения, зарплату бариста и остальные ежемесячные траты.

Переменные затраты (Variable costs) на приготовление одной чашки кофе составляют 100. Сюда входят вложения в покупку кофейных зерен на оптовой базе, молока, корицы, ложек, трубочек и других расходников.

Вы продаете каждую чашку кофейного напитка в среднем за 200.

Тогда, применяя формулу выше, считаем:

Точка безубыточности (в чашках) = 80000 *(200 – 100) = 800

Бизнес обязан реализовать 800 чашек кофе для перекрытия имеющихся затрат и выхода в ноль. С момента, когда удастся продать больше бодрящих напитков, предприятие можно официально называть прибыльным.

Как рассчитать в деньгах

Точка безубыточности в денежном выражении показывает, какое количество денег должно быть получено от реализации, чтобы дело вышло на безубыток.

Как происходит расчет:

  1. Определите ваши постоянные затраты (Fixed costs). Это расходы, которые предприятие имеет безотносительно к числу проданного. Статья включает плату за аренду, расчеты с сотрудниками и прочие расходы.
  2.  Высчитайте переменные затраты (Variable costs) за единицу продукции. Они прямо связаны с процессом появления вашего товара на прилавке, включая деньги на ингредиенты и труд.
  3.  Определитесь, по какой цене вы отпускаете товар.
Теперь вы можете применить следующую формулу:

 

Пример расчета точки безубыточности в денежных единицах

Допустим, бизнесмен не ограничивается одним товаром, готовит помимо свежемолотого кофе еще и домашнее печенье с кунжутом. В таком кейсе нет нужды делать расчеты отдельно по каждому товару.

Лучше рассчитать точку безубыточности в рублях – на какую сумму бизнесмену нужно отпустить кофе и печенья для нивелирования расходов на изготовление.

  1 кофе 1 печенька
Цена 200 р 100р.

Прогнозный объем продаж

70р 50р. 

Стоимость материалов

20р. 5р. 

Стоимость доставки

100р.  50р.

Усложним кейс и добавим в статью «Постоянные затраты» оплату коммунальных платежей, интернета и визуальной рекламы на билборде. Все операции ведутся в рублях.

*Прогнозный объем реализации товара важно знать для точного прогнозирования размеров дохода.

·        Подсчитаем суммарную выручку. Перемножим цену товаров и прогнозный объем продаж: (200 × 70) + (100 × 50) = 19000.

·        Подсчитаем постоянные затраты. Это коммуналка, связь и аренда места на баннере: 6000 + 4000 = 10000.

·        Подсчитаем переменные затраты. Стоимость материалов и их доставки перемножаем с прогнозным объемом продаж: (20 + 100 ) × 70 + (5 + 50) × 50 = 8400 + 2750 = 11150  

·        Определим точку безубыточности в рублях. Постоянные затраты / (Выручка − Переменные затраты) × Выручка = 10000 / (19000 − 11150) × 19000 = 25334.

По итогам калькуляции видно, что бизнесмену для покрытия всех расходов нужно сбыть товаров на 25334 рубля. Любой рубль сверх данного числа будет считаться прибылью.

Как рассчитать точку безубыточности в Excel

1.     Откройте новый лист.

2.     В первую графу (столбец A) внесите различные категории затрат. Например:

A1: «Постоянные затраты»

A2: «Переменные затраты на единицу»

A3: «Цена продажи за единицу»

3.     Во вторую колонку (столбец B), напротив соответствующего названия, внесите значения по каждому виду издержек.

4.     В ячейке B4, рассчитаем число сбытой продукции, при которой достигается точка безубыточности. Для этого введите формулу: =B1/(B3-B2) и нажмите Enter.

Обратите внимание, что данная формула применима для простого случая с одним видом товара и прямыми издержками. Для более сложных сценариев, таких как несколько продуктов, косвенные затраты или прогнозируемые изменения затрат, может потребоваться более сложная финансовая модель. Их можно либо составить самостоятельно, либо отыскать в Сети.

 

 

Анализ точки безубыточности

Когда точка безубыточности определена, стоит периодически проводить ее анализ. Он поможет во время принятия тактических решений и понимании, как корректировки переменных и постоянных расходов, а также цены товара, отразятся на прибыльности.

Шаги анализа:

  1. Сравните данные с текущим количеством продаж товара: Если текущий объем ниже точки безубыточности, значит, организация приносит убытки. Если объем выше – дело прибыльное.
  2. Исследуйте влияние изменений в расходах: Если издержки возрастают (например, увеличивается стоимость сырья или арендной платы), точка безубыточности начнет повышаться, а значит, вам необходимо продавать больше единиц товара для выхода в ноль.
  3.  Рассмотрите возможность изменения цены продажи: Оцените, как изменение цены за один товар отражается на точке безубыточности. Увеличение цены ее объективно понизит, однако это может отпугнуть клиентов, поэтому данное решение следует принимать осторожно.
  4.  Проверьте чувствительность: Оцените, насколько чувствительны ваши результаты к переменам в расходах. Если небольшие корректировки приводят к значительным изменениям в точке безубыточности, это маркер высокого риска.
  5.  Сравнение с отраслевыми стандартами и конкурентами: Сравните текущие расчеты с ситуацией у конкурентов. Если ваш параметр намного выше, это может указывать на более высокие затраты или менее эффективное управление.

Важно пройти все эти этапы анализа и при необходимости произвести корректировку своей стратегии, чтобы бизнес стал прибыльным.

Главное о точке безубыточности

📌Определение: Данный показатель равен числу продаж товаров, когда общие доходы предприятия равны общим затратам. В этой моменте бизнес не терпит убытков, одновременно не являясь прибыльным.

📌 Зачем нужна: Расчет этого параметра дает возможность выявить, какой минимальный объем продаж нужен для покрытия всех затрат. Это помогает бизнесмену планировать свою деятельность, устанавливать цены для товара и производственные объемы.

📌 Использование в практике: Применяется в различных сферах бизнеса, включая планирование нового предприятия, анализ эффективности текущего дела, коррекцию бизнес-плана и выявление стоимости бизнеса при его продаже.

📌 Знание концепции точки безубыточности является важным элементом успешного бизнес-менеджмента и позволяет вовремя адаптировать стратегию предприятия к меняющимся условиям рынка.

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.