Кто такой продакт-менеджер?
В этой статье расскажем, за что в команде отвечает продакт-менеджер, про его роль и основные обязанности.Когда говорят об успешности программистов, как будто отодвигают на второй план людей, которые сопровождают выход разработок в свет. Придумать гениальную идею и написать для нее код - это много, но если вы хотите, чтобы продукт увидело как можно больше людей, то одной команды разработчиков мало. Для этого необходим, как минимум, человек, который сможет балансировать между рынком, выгодой и разработкой. Речь о продакт-менеджере. О его роли и задачах мы и поговорим в статье.
Кто такой продакт-менеджер
Product manager — дословно это «управляющий продуктом». Он аккумулирует все процессы в рамках работы над продуктом. В качестве продукта здесь выступает приложение, его составная часть, сервис или устройство. В любом предприятии должен быть человек, который в курсе всего, что происходит в процессе производства, отладки, продвижения и т. д. Это тот человек, который общается с руководством, определяет стратегию и руководит процессами.
Профессию можно назвать синтетической. Потому что надо сочетать в себе навыки и знания самых разных сфер. А если их нет — уметь быстро разобраться в вопросе. Хороший продакт умеет и анализировать, и исследовать, и ставить задачи. А также ориентироваться в вопросах разработки, дизайна и маркетинга. Выходит, специалист существует на стыке двух миров — айтишного и бытового. И у этой должности есть брат-близнец, но только на первый взгляд — речь о проджект-менеджере.
Продакт управляет всем продуктом или его частью, но он трудится над ним бессрочно. Проджект — ведет проект, то есть временное предприятие. Иногда это один и тот же человек, но для удобства стоит разграничивать эти две разные функции, даже если все задачи выполняются на одном рабочем месте.
Давайте сравним эти две должности на более простых примерах:
- Есть магазин, а у него есть директор. Такой специалист и есть продакт-менеджер. Каждый год в декабре происходит новогодняя суета. Чтобы она прошла без происшествий, но с выгодой, требуется все организовать: закупить ассортимент, украсить залы, дать рекламу и т. д. Вся эта работа ложится на плечи проджект-менеджера.
- Крупная международная сеть кофеен начинает выход на новые территории. Этим руководит продакт-менеджер направления. Для продвижения принято решение написать книгу об HR-философии этой компании. Работу над книгой берет на себя проджект-менеджер — он специалист, и в курсе всего, что связано с реализацией этого мини-проекта.
Чем занимается продакт-менеджер
Задачи product manager различны на разных этапах жизни его продукта - от создания до ухода с рынка. Рассмотрим задачи по каждому из них.
1. Разработка идеи
Чтобы понять, есть ли смысл создавать весь продукт, сначала продуктовый менеджер исследует экономическую ситуацию: какой спрос на продукты, есть ли конкуренты, какова финансовая емкость рынка и т.д.
На этом этапе в фокусе внимания продакта маркетинговые инструменты: опросы, фокус-группы, интервью и прочее. Здесь продакт может работать один или в связке со специалистами-маркетологами — в зависимости от масштабов продукта.
Когда проведен маркетинговый анализ, пришло время решать новую задачу — формулировать гипотезы: какие проблемы есть у аудитории, какой продукт способен их решить. Самые частые трудности для продакта на этом этапе:
-
проблема, которую решает ваш продукт, не имеет основания, то есть не является реальным запросом аудитории;
-
покупатели не готовы платить предполагаемую сумму за решение реальной проблемы;
-
вы выбрали не ту аудиторию.
В общем, прямо с первого этапа нужно прикладывать усилия для анализа, чтобы продукт был востребован.
2. Дорожная карта продукта и MVP
Дорожная карта (она же продуктовая стратегия) представляет собой документ с описанием каждого шага развития продукта. С таким документом продакту не стыдно прийти на питч дэй, а если продукт создается в рамках более крупной компании, то он используется для представления руководству и инвесторам.
Важное напоминание: редко какой продукт развивается на рынке с той же идеей, с которой на него заходил. Ваша дорожная карта, составленная заранее, дает понимание общего курса движения. Это лишь ориентир, не закон. Тем не менее, ее нужно составлять добросовестно.
MVP (Minimum Viable Product) — это минимальный жизнеспособный продукт. Он должен выполнять основную функцию. На этапе создания MVP специалисту можно обращаться к команде разработчиков, но они также должны понимать, что это MVP, а не окончательная версия продукта.
MVP в работе продакта выполняет несколько функций:
✔️ используется для презентации инвесторам;
✔️помогает выявить некоторые проблемы и обозначить пути развития;
✔️может использоваться для бета-тестирования.
3. Разработка продукта
Здесь продакту уже не обойтись без специалистов команды разработки. От продуктового менеджера требуется умение организовать работу нескольких человек, понимание IT-специфики. В зависимости от задач, к работе привлекаются также аналитики, тестировщики, дизайнеры, копирайтеры и т. д.
Обыватель часто путает весь процесс создания продукта с одним лишь этапом разработки. Это очень важный этап, но, как видим, далеко не единственный.
4. Запуск продукта и первые продажи
Помимо тестирования продукта на реальных пользователях, у запуска продукта есть еще две стороны - маркетинговая и юридическая. А также здесь подразумеваются активные продажи. Здесь продакт, «управляющий продуктом», выступает в роли заказчика услуг.
Маркетологи обеспечивают продвижение продукта, а продуктовому менеджеру необходимо разъяснить позиционирование, консультировать и участвовать в построении стратегии, корректировать курс и распределять бюджет.
Юристы — также неотъемлемая часть команды, потому что теперь вы переходите в плоскость оказания услуг или продажи товаров и продуктов. А это должно быть регламентировано офертой, договорами и связками с платежными системами. Юридические вопросы могут возникнуть и далее, так что стоит быть на связи со специалистами и экспертами на этом и последующих этапах.
В сфере продажи продакт работает с руководителями, специалистами по развитию партнерки и т. д., в зависимости от бизнес-схемы. Его задача — донести смысл продукта, участвовать в стратегическом планировании.
Может показаться, что запуск продукта — это очень ответственный и волнительный день для продакта. Но, скажем прямо, запуск редко происходит в назначенную дату, обычно этот день растягивается на некий период. В итоге далеко не все продуктовые менеджеры могут даже назвать какой-либо «день рождения» продукта. Хорошо, если могут сказать хотя бы месяц.
5. Развитие продукта
Ну что же, реальные пользователи освоили продукт, первые косяки исправлены, вопросы, в основном, улажены. И что, теперь продакт-менеджер может успокоиться?
Конечно же, нет!
Теперь продуктовый менеджер входит в цикл постоянного развития — продукта, команды и самого себя. Первая версия продукта редко оказывается идеальной, так что всегда есть что усовершенствовать. Бэклог можно пополнять бесконечно, ставя все более амбициозные задачи. Такие, как открытие новых направлений и рынков. Все это ради того, чтобы удовлетворенность клиентов росла, а вместе с ней и прибыль.
На этапе развития для product manager очень важно:
☑️ изучать всю обратную связь по продукту;
☑️следить за обновлениями продукта в отрасли;
☑️подстраиваться под меняющиеся условия, искать новые возможности и минимизировать угрозы для продукта;
☑️не забывать следить за новостями о продукте, например, в законодательстве.
Тут уже продакт-менеджер активно работает со всеми возможными отделами: и разработкой, и продвижением, и юристами, и продажами.
6. Закрытие проекта и уход с рынка
Такое тоже бывает, и сделать это нужно достойно.
В первую очередь продакту необходимо выполнить все юридические обязательства перед клиентами и поставщикам: обеспечить поддержку в соответствие с офертой, вернуть или выплатить средства за продукт.
После того, как проект закроется, продакту надо провести анализ, выявить инсайты и ошибки — всё это пригодится для будущих проектов. Если проект работал в рамках корпорации, то менеджеру стоит пополнить ее базу знаний. Платформа для совместной работы и управления знаниями, документами и задачами TEAMLY идеально подойдет для работы со знаниями о продукте в компании любого масштаба.
Ну и в конце, когда все задачи завершены, продакт не забывает выключить свет.
Какие навыки нужны продакт-менеджеру
Поскольку product manager балансирует на границе двух миров, то ему необходимо развиваться как в хард-, так и в софт-скиллах.
Главный скилл продакта — понимание сферы, в которой работаешь. Не обязательно знать как писать на Java, но если вы пилите стартап в сфере медицины зрения, то нужно легко ориентироваться в строении глаза (это продукт); если создаете CRM-систему, надо понимать, как устроена компания, в которую она будет внедрена.
Второй важнейший навык — уметь анализировать. Поэтому, если менеджер не шарит в математике, но хочет создавать какой угодно продукт, надо освоить ее на продвинутом уровне. Только так возможно работать со статистикой и построением гипотез.
Эти два навыка — главная база менеджера. Но есть и другие важные хард-скиллы:
✔️понимание основ бизнес-экономики и управленческого учета;
✔️насмотренность в дизайне и текстах;
✔️юридическая подкованность;
✔️опыт работы в IT.
Помимо этого, продуктовый менеджер должен обладать, наверное, всем спектром софт-скиллов:
➕ умение вести переговоры со всеми: с заказчиком, клиентами, инвесторами, представителями власти, бухгалтерами, мамой главного разработчика, котом и резиновой уточкой на своем столе;
➕навык поиска и обработки информации, широкий кругозор, интерес к продукту;
➕набор персонала и руководство командой, как-никак продакт-менеджер — это всегда руководитель;
➕чувство ответственности, умение принимать решения в экстренной ситуации или в условиях частичной неопределенности.
Если говорить о конкретных инструментах и программах, то необходимый минимум для продуктового менеджера:
Таблицы — в них хранится большой объем информации для анализа. Надо уметь не только их заполнять, но и пользоваться формулами для выявления статистических тенденций.
Визуализация данных и дашборды — с их помощью менеджеру всегда проще понять, что происходит с продуктом или среди его конкурентов.
CRM-системы — нужны для сопровождения клиентов и взаимодействий внутри команды. Кроме того, CRM — мощнейшая база данных клиентов и работников, откуда можно вычерпать интересные инсайты.
А в этих программах продакту стоит разобраться хотя бы на базовом уровне:
-
Графические редакторы.
-
Сервисы для презентаций и прототипирования сайтов
-
Таск-менеджеры.
-
Сервисы для создания майнд-карт.
Сколько зарабатывает продакт-менеджер
Поскольку спектр навыков и ответственности продакта очень широк, то и зарплата ожидается выше среднего.
Джунам в небольших региональных компаниях предлагают от 40 000 рублей, в крупных корпорациях — от 100 000. Миддлы могут претендовать на оплату от 150 000, сеньоры - от 300 000.
Как стать продакт-менеджером
Есть два пути к должности product manager: задаться этой целью с нуля и идти к ней, либо перейти из другой сферы.
Конечно, высокие зарплаты очень соблазняют, но надо понимать, какой уровень знаний продукта, ответственности и дисциплины предполагает работа продакта. Путь к статусу сеньора будет тернист. Зато долгое усердие сполна вознаграждается в дальнейшем.
Если вы начинаете с нуля, то важно понимать, что одного пройденного онлайн-курса, увы, недостаточно. Работу проще найти тому, кто имеет хорошую базу знаний и опыт, а также интересное портфолио. Часто менеджерами продукта становятся специалисты из смежных отраслей — разработки, маркетинга, продаж. Многие, еще во время работы по основному профилю могут претендовать на должность джуниора-менеджера продукта.
Новая концепция управления знаниями в компании
Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы