teamly_promo_bot 1

Кто такой продакт-менеджер?

В этой статье расскажем, за что в команде отвечает продакт-менеджер, про его роль и основные обязанности.

Когда говорят об успешности программистов, как будто отодвигают на второй план людей, которые сопровождают выход разработок в свет. Придумать гениальную идею и написать для нее код - это много, но если вы хотите, чтобы продукт увидело как можно больше людей, то одной команды разработчиков мало. Для этого необходим, как минимум, человек, который сможет балансировать между рынком, выгодой и разработкой. Речь о продакт-менеджере. О его роли и задачах мы и поговорим в статье. 

Кто такой продакт-менеджер

Product manager — дословно это «управляющий продуктом». Он аккумулирует все процессы в рамках работы над продуктом. В качестве продукта здесь выступает приложение, его составная часть, сервис или устройство. В любом предприятии должен быть человек, который в курсе всего, что происходит в процессе производства, отладки, продвижения и т. д. Это тот человек, который общается с руководством, определяет стратегию и руководит процессами. 

Профессию можно назвать синтетической. Потому что надо сочетать в себе навыки и знания самых разных сфер. А если их нет — уметь быстро разобраться в вопросе. Хороший продакт умеет и анализировать, и исследовать, и ставить задачи. А также ориентироваться в вопросах разработки, дизайна и маркетинга. Выходит, специалист существует на стыке двух миров — айтишного и бытового. И у этой должности есть брат-близнец, но только на первый взгляд — речь о проджект-менеджере.

Продакт-менеджер и проджект-менеджер

Продакт управляет всем продуктом или его частью, но он трудится над ним бессрочно. Проджект — ведет проект, то есть временное предприятие. Иногда это один и тот же человек, но для удобства стоит разграничивать эти две разные функции, даже если все задачи выполняются на одном рабочем месте. 

Давайте сравним эти две должности на более простых примерах: 

Чем занимается продакт-менеджер

Задачи product manager различны на разных этапах жизни его продукта - от создания до ухода с рынка. Рассмотрим задачи по каждому из них. 

1. Разработка идеи

Чтобы понять, есть ли смысл создавать весь продукт, сначала продуктовый менеджер исследует экономическую ситуацию: какой спрос на продукты, есть ли конкуренты, какова финансовая емкость рынка и т.д.

На этом этапе в фокусе внимания продакта маркетинговые инструменты: опросы, фокус-группы, интервью и прочее. Здесь продакт может работать один или в связке со специалистами-маркетологами — в зависимости от масштабов продукта. 

Когда проведен маркетинговый анализ, пришло время решать новую задачу — формулировать гипотезы: какие проблемы есть у аудитории, какой продукт способен их решить. Самые частые трудности для продакта на этом этапе: 

  • проблема, которую решает ваш продукт, не имеет основания, то есть не является реальным запросом аудитории;

  • покупатели не готовы платить предполагаемую сумму за решение реальной проблемы;

  • вы выбрали не ту аудиторию.

В общем, прямо с первого этапа нужно прикладывать усилия для анализа, чтобы продукт был востребован.

2. Дорожная карта продукта и MVP

Дорожная карта (она же продуктовая стратегия) представляет собой документ с описанием каждого шага развития продукта. С таким документом продакту не стыдно прийти на питч дэй, а если продукт создается в рамках более крупной компании, то он используется для представления руководству и инвесторам. 

Важное напоминание: редко какой продукт развивается на рынке с той же идеей, с которой на него заходил. Ваша дорожная карта, составленная заранее, дает понимание общего курса движения. Это лишь ориентир, не закон. Тем не менее, ее нужно составлять добросовестно. 

MVP (Minimum Viable Product) — это минимальный жизнеспособный продукт. Он должен выполнять основную функцию. На этапе создания MVP специалисту можно обращаться к команде разработчиков, но они также должны понимать, что это MVP, а не окончательная версия продукта. 

MVP в работе продакта выполняет несколько функций:

✔️ используется для презентации инвесторам;

✔️помогает выявить некоторые проблемы и обозначить пути развития;

✔️может использоваться для бета-тестирования.

3. Разработка продукта

Здесь продакту уже не обойтись без специалистов команды разработки. От продуктового менеджера требуется умение организовать работу нескольких человек, понимание IT-специфики. В зависимости от задач, к работе привлекаются также аналитики, тестировщики, дизайнеры, копирайтеры и т. д. 

Обыватель часто путает весь процесс создания продукта с одним лишь этапом разработки. Это очень важный этап, но, как видим, далеко не единственный.

4. Запуск продукта и первые продажи

Помимо тестирования продукта на реальных пользователях, у запуска продукта есть еще две стороны - маркетинговая и юридическая. А также здесь подразумеваются активные продажи. Здесь продакт, «управляющий продуктом», выступает в роли заказчика услуг.

Маркетологи обеспечивают продвижение продукта, а продуктовому менеджеру необходимо разъяснить позиционирование, консультировать и участвовать в построении стратегии, корректировать курс и распределять бюджет. 

Юристы — также неотъемлемая часть команды, потому что теперь вы переходите в  плоскость оказания услуг или продажи товаров и продуктов. А это должно быть регламентировано офертой, договорами и связками с платежными системами. Юридические вопросы могут возникнуть и далее, так что стоит быть на связи со специалистами и экспертами на этом и последующих этапах. 

В сфере продажи продакт работает с руководителями, специалистами по развитию партнерки и т. д., в зависимости от бизнес-схемы. Его задача — донести смысл продукта, участвовать в стратегическом планировании. 

Может показаться, что запуск продукта — это очень ответственный и волнительный день для продакта. Но, скажем прямо, запуск редко происходит в назначенную дату, обычно этот день растягивается на некий период. В итоге далеко не все продуктовые менеджеры могут даже назвать какой-либо «день рождения» продукта. Хорошо, если могут сказать хотя бы месяц.

5. Развитие продукта

Ну что же, реальные пользователи освоили продукт, первые косяки исправлены, вопросы, в основном, улажены. И что, теперь продакт-менеджер может успокоиться?

Конечно же, нет!

Теперь продуктовый менеджер входит в цикл постоянного развития — продукта, команды и самого себя. Первая версия продукта редко оказывается идеальной, так что всегда есть что усовершенствовать. Бэклог можно пополнять бесконечно, ставя все более амбициозные задачи. Такие, как открытие новых направлений и рынков. Все это ради того, чтобы удовлетворенность клиентов росла, а вместе с ней и прибыль. 

На этапе развития для product manager очень важно:

☑️ изучать всю обратную связь по продукту;

☑️следить за обновлениями продукта в отрасли;

☑️подстраиваться под меняющиеся условия, искать новые возможности и минимизировать угрозы для продукта;

☑️не забывать следить за новостями о продукте, например, в законодательстве. 

Тут уже продакт-менеджер активно работает со всеми возможными отделами: и разработкой, и продвижением, и юристами, и продажами. 

6. Закрытие проекта и уход с рынка

Такое тоже бывает, и сделать это нужно достойно. 

В первую очередь продакту необходимо выполнить все юридические обязательства перед клиентами и поставщикам: обеспечить поддержку в соответствие с офертой, вернуть или выплатить средства за продукт. 

После того, как проект закроется, продакту надо провести анализ, выявить инсайты и ошибки — всё это пригодится для будущих проектов. Если проект работал в рамках корпорации, то менеджеру стоит пополнить ее базу знаний. Платформа для совместной работы и управления знаниями, документами и задачами TEAMLY идеально подойдет для работы со знаниями о продукте в компании любого масштаба.

Ну и в конце, когда все задачи завершены, продакт не забывает выключить свет. 

Какие навыки нужны продакт-менеджеру

Поскольку product manager балансирует на границе двух миров, то ему необходимо развиваться как в хард-, так и в софт-скиллах. 

Главный скилл продакта — понимание сферы, в которой работаешь. Не обязательно знать как писать на Java, но если вы пилите стартап в сфере медицины зрения, то нужно легко ориентироваться в строении глаза (это продукт); если создаете CRM-систему, надо понимать, как устроена компания, в которую она будет внедрена. 

Второй важнейший навык — уметь анализировать. Поэтому, если менеджер не шарит в математике, но хочет создавать какой угодно продукт, надо освоить ее на продвинутом уровне. Только так возможно работать со статистикой и построением гипотез. 

Эти два навыка — главная база менеджера. Но есть и другие важные хард-скиллы:

✔️понимание основ бизнес-экономики и управленческого учета;

✔️насмотренность в дизайне и текстах;

✔️юридическая подкованность;

✔️опыт работы в IT.

Помимо этого, продуктовый менеджер должен обладать, наверное, всем спектром софт-скиллов:

➕ умение вести переговоры со всеми: с заказчиком, клиентами, инвесторами, представителями власти, бухгалтерами, мамой главного разработчика, котом и резиновой уточкой на своем столе;

➕навык поиска и обработки информации, широкий кругозор, интерес к продукту;

➕набор персонала и руководство командой, как-никак продакт-менеджер — это всегда руководитель;

➕чувство ответственности, умение принимать решения в экстренной ситуации или в условиях частичной неопределенности. 

Если говорить о конкретных инструментах и программах, то необходимый минимум для продуктового менеджера:

Таблицы — в них хранится большой объем информации для анализа. Надо уметь не только их заполнять, но и пользоваться формулами для выявления статистических тенденций.

Визуализация данных и дашборды — с их помощью менеджеру всегда проще понять, что происходит с продуктом или среди его конкурентов.

CRM-системы — нужны для сопровождения клиентов и взаимодействий внутри команды. Кроме того, CRM — мощнейшая база данных клиентов и работников, откуда можно вычерпать интересные инсайты.

А в этих программах продакту стоит разобраться хотя бы на базовом уровне:

  1. Графические редакторы.

  2. Сервисы для презентаций и прототипирования сайтов

  3. Таск-менеджеры.

  4. Сервисы для создания майнд-карт. 

Сколько зарабатывает продакт-менеджер

Поскольку спектр навыков и ответственности продакта очень широк, то и зарплата ожидается выше среднего.

Джунам в небольших региональных компаниях предлагают от 40 000 рублей, в крупных корпорациях — от 100 000. Миддлы могут претендовать на оплату от 150 000, сеньоры - от 300 000. 

Как стать продакт-менеджером

Есть два пути к должности product manager: задаться этой целью с нуля и идти к ней, либо перейти из другой сферы.

Конечно, высокие зарплаты очень соблазняют, но надо понимать, какой уровень знаний продукта, ответственности и дисциплины предполагает работа продакта. Путь к статусу сеньора будет тернист. Зато долгое усердие сполна вознаграждается в дальнейшем. 

Если вы начинаете с нуля, то важно понимать, что одного пройденного онлайн-курса, увы, недостаточно. Работу проще найти тому, кто имеет хорошую базу знаний и опыт, а также интересное портфолио. Часто менеджерами продукта становятся специалисты из смежных отраслей — разработки, маркетинга, продаж. Многие, еще во время работы по основному профилю могут претендовать на должность джуниора-менеджера продукта.

Новая концепция управления знаниями в компании

Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

 

 

 

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.