Как управляют знаниями в ПАО «ЛУКОЙЛ»
Knowledge Management давно используется почти всеми крупными зарубежными компаниями, например: Apple, Shell, Google, Boeing, Lufthansa. В России система управления знаниями (СУЗ) уже стремительно набирает популярность. Сегодня мы расскажем о внедрении СУЗ в таком гиганте как «ЛУКОЙЛ».

Knowledge Management давно используется почти всеми крупными зарубежными компаниями, например: Apple, Shell, Google, Boeing, Lufthansa. В России система управления знаниями (СУЗ) уже стремительно набирает популярность.
Сегодня мы расскажем о внедрении СУЗ в таком гиганте как «ЛУКОЙЛ».
О внедрении такой системы компания задумалась около 10 лет назад, когда столкнулась с рядом проблем:
- Географической разрозненностью организаций сегмента “Переработка”;
- Удержанием ключевых компетенций;
- Раскрытием внутренних интеллектуальных ресурсов.
Как это происходило?
Процесс внедрения начался с формирования экспертных сообществ и проходил в три этапа:
Этап 1 (2007–2011 гг.) – запуск системы управления знаниями:
🔺Были проанализированы лучшие мировые практики;
🔺Выбраны сетевые группы по каждому направлению для коммуникации между экспертами компании, экспертной поддержки бизнеса и для выявления лучших практик в сегменте и их тиражирования.
Этап 2 (2011–2014 гг.) – внедрение интранет-портала с сервисами, позволяющими сотрудникам оперативно решать ежедневные задачи:
🔺Раздел «Центр документов» на главной странице сайта;
🔺Электронный перевод текстов;
🔺Поиск аналитических статей из электронной библиотеки.
Этап 3 (2015 – н. в.) – адаптация персонала к эффективной работе в новых условиях.
В итоге, в ПАО «ЛУКОЙЛ» активно используются следующие инструменты управления знаниями:
- Инструменты, основанные на технологиях
⚙ База знаний в области геологии и разработки месторождений.;
⚙ Интернет-портал, интегрирующий различные ресурсы;
⚙ Банк идей и инноваций с 2011 года;
⚙ Внутрикорпоративный портал с 5000 уникальных пользователей в сутки.
- Инструменты, основанные на сотрудниках
⚙ Сообщества практиков - сетевые группы в рамках Системы Поддержки Инноваций и Коммуникаций Блока нефте-газопереработки и нефтехимии.
В течение пяти лет активного внедрения СУЗ в ПАО «ЛУКОЙЛ» суммарный внутренний рейтинг участников вырос в 4,3 раза, количество разработанных «Лучших практик» выросло в 1,8 раза, экономический эффект сетевых групп увеличился в 1,4 раза.
Была создана единая методология работы в разрозненных подразделениях компании, разработаны лучшие практики с привлечением профильных экспертов, а также определена структура, статус и роль каждого подразделения в общей стратегии компании. А внедрение интранет-портала позволило снизить операционные затраты на техническую поддержку.
По материалам публикации
“Практики управления знаниями в нефтяных компаниях”
Санкт-Петербургский государственный университет.
Другие статьи
-
Русское ПО: помогаем бизнесу сохранить экспертизу в эпоху перемен
Меня зовут Виталий Чесноков, я один из основателей платформы Teamly. На ней можно сразу работать над проектом, вести базу знаний, делиться материалами с заказчиками и подрядчиками и обучать сотрудников. В общем, одна платформа вместо 4 разных сервисов. -
Как матрица компетенций помогла мне не перепутать собственных сотрудников
Привет, я Марго! До прихода в Teamly я была координатором переводов и распределяла заказы между исполнителями. Их было около 50, но каждый месяц приходили новые. Было нереально запомнить, кого и куда ставить. Один раз это привело меня к факапу и тогда я задумалась, как можно исправить ситуацию. Спойлер: мне бы пригодилась матрица компетенций. -
Вся суть управления знаниями за 6 минут
Как мало надо, чтобы устроить бардак в организации! Помните, в 2020 всех отправили на удаленку и началось. О чем конкретно вы договорились с заказчиком? Скиньте мне этот регламент 362 раз! Помогите, я включил маску-картошку! Почему это происходило?