Как составить бизнес-план
Как открыть свое дело и не прогореть? Прежде чем вкладывать деньги в бизнес-идею, нужно оценить перспективы проекта: проанализировать затраты и прибыль, рассчитать риски. Решить эти задачи помогает грамотный бизнес-план. Рассказываем, кому и когда он нужен, как написать и каких ошибок следует избегать.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план — это стратегия развития компании на ближайшие несколько лет. Другими словами: задокументированные цели и программа действий для их достижения.
План составляют на срок от 1 года до 5 лет. Оптимальный горизонт — 3 года: первый год расписывают подробно, на второй и третий делают общие прогнозы. Позже по итогам первого года планы следующих периодов уточняют и дополняют.
Зачем нужен бизнес-план
Представьте ситуацию: предприниматель открывает кофейню без бизнес-плана, полагаясь только на собственную интуицию. Через некоторое время выясняется, что локацию выбрали неудачно, цены кажутся клиентам слишком высокими, а еще рядом находится конкурент, который предлагает те же напитки дешевле. В итоге через пару месяцев кофейня закрывается. Если бы предприниматель заранее просчитал затраты, выручку и учел негативные факторы, все могло бы быть по-другому.
Отсутствие бизнес-планирования — причина неудач многих стартапов. Конечно, план не страхует предприятие от всех возможных рисков, но все-таки он критически важен для коммерческого успеха. Руководство должно понимать: каких целей и в какие сроки может достичь компания, какие ресурсы для этого понадобятся. Бизнес-план — это своего рода «дорожная карта». Если ее нет, можно выбрать неверный путь и потерять деньги.
Какие задачи решает бизнес-план:
-
Оценка возможностей и рисков — помогает оценить перспективы проекта и рыночную ситуацию, сформировать стратегию развития, выявить факторы риска и найти способы защиты от них.
-
Прогноз доходов и расходов — содержит расчет целевых финансовых показателей. С помощью бизнес-плана предприниматель прогнозирует, когда компания выйдет на точку безубыточности, сколько заработает и какие вложения потребуются.
-
Привлечение финансирования — представляет бизнес-идею и обосновывает ее финансовую эффективность. Инвесторы и банки готовы вкладываться только в рентабельные проекты. Если компания собирается привлекать внешнее финансирование, обязательно нужен бизнес-план.
Некоторые предприниматели думают, что планирование — это занятие для спокойного времени, а в сложной экономической ситуации оно не имеет смысла. На самом деле четкие цели и продуманные действия помогают удержаться на плаву даже в кризис.
Виды бизнес-планов
Внутренний бизнес-план владелец стартапа пишет для себя. Рассчитывает потребности в ресурсах, определяет временные ориентиры, ставит финансовые цели. Таким документом будут пользоваться только внутри компании, поэтому он составляется в произвольной форме.
Бизнес-план для инвесторов показывает конкурентоспособность бизнеса и мотивирует вложить деньги. Документ помогает оценить объем необходимых инвестиций, рассчитать маржинальность и срок окупаемости проекта. Чаще всего составляется по международным стандартам — о них поговорим в следующем разделе.
Бизнес-план для банков обосновывает потребность в кредите и подтверждает платежеспособность компании. Требования к структуре документа могут отличаться, поэтому лучше заранее запросить инструкцию в кредитном отделе.
Бизнес-план для получения господдержки показывает, что компания предлагает перспективный проект и соответствует условиям программы, поэтому может претендовать на грант или субсидию. В этом случае особенно важно придерживаться установленной формы документа, иначе в финансировании, скорее всего, откажут.
Антикризисный бизнес-план составляют в экстренных ситуациях: например, при тяжелом финансовом положении или угрозе банкротства. Документ помогает найти решение проблем предприятия и сохранить доверие кредиторов.
Вид бизнес-плана | Для чего нужен |
Внутренний | Оценить возможности и наметить план развития компании |
Для инвесторов | Обеспечить внешнее финансирование |
Для банков | Получить кредит |
Для получения субсидий | Получить финансовую поддержку от государства |
Антикризисный | Вывести бизнес из кризиса |
Стандарты планирования бизнеса
Единой формы бизнес-плана не существует, но несколько международных организаций предложили предпринимателям свои шаблоны.
Распространенные стандарты планирования бизнеса:
-
UNIDO — стандарт Департамента промышленного развития ООН. Самый популярный шаблон в России и мире, который помогает составить детализированные, удобные в использовании бизнес-планы. Стандарт признан во многих банках и инвестиционных фондах.
-
ЕБРР — шаблон разработал Европейский банк реконструкции и развития для предприятий, которые претендуют на кредит. ЕБРР финансирует только крупный бизнес, а офис в РФ не работает с марта 2023 года. Поэтому стандарт в настоящее время не актуален для российских компаний.
-
KPMG — стандарт от международной аудиторской компании. Здесь основной упор сделали на маркетинговые и финансовые показатели. По мнению многих предпринимателей, шаблон недостаточно подробно раскрывает технические и производственные особенности проектов. Поэтому стандарт не получил распространения в России.
-
TACIS — программа технической помощи Европейского союза странам СНГ, в рамках которой существует собственный стандарт бизнес-планирования. Фактически — это видоизмененная версия шаблона UNIDO. С 2014 года работа программы в России ограничена.
Российские предприниматели пользуются в основном стандартами UNIDO. Шаблон подходит для компаний любой отрасли, котируется в банках и содержит всю важную для реализации проекта информацию.
Структура бизнес-плана
Рассмотрим структуру бизнес-плана, которой рекомендует придерживаться UNIDO. При необходимости организации могут оптимизировать разделы под свои цели и особенности отрасли.
- Резюме. Краткая суть проекта и выжимка основных финансовых показателей. Составляется в последнюю очередь. Должно быть максимально содержательным — инвесторы иногда смотрят только резюме и не вчитываются в план.
- Сфера бизнеса и компания. Информация о предприятии и отрасли: дает общее представление о компании и рынке, на котором она работает.
- Продукты компании: услуги или товары. Какой продукт компания выводит на рынок, в чем его ценность для потребителей.
- План продаж и маркетинговая стратегия. Как и в каких объемах компания планирует продавать продукт. Оценка емкости рынка, стратегия привлечения клиентов и ожидаемые продажи в конкретных цифрах.
- План производства. Процесс изготовления продукта: описание производства и ресурсов, необходимых для бесперебойной работы.
- Организационный план. Департаменты, связи между ними и схема управления компанией.
- Финансовый план. Финансовые цели компании и стратегия их достижения. Этот раздел всегда получается объемным и содержит много цифр, поэтому лучше представить информацию в виде графиков или диаграмм.
- Анализ эффективности проекта. Измеримые финансовые показатели, которые помогут оценить инвестиционную привлекательность и потенциальную доходность проекта.
- Гарантии и риски. Внешние и внутренние факторы риска и план действий в случае негативного развития событий.
- Приложения. Любые дополнительные материалы.
Раздел плана | Содержание |
Резюме |
- описание бизнес-идеи; - финансовые показатели в наглядной форме: графики, диаграммы. |
Сфера бизнеса и компания |
- организационно-правовая форма; - активы; - местонахождение предприятия; - объем рынка; - основные конкуренты; - тренды отрасли; - потенциальная доля компании на рынке. |
Продукты компании: услуг или товары |
- преимущества продукта; - выгоды для потребителя; - путь товара к покупателю; - жизненный цикл продукта. |
План продаж и маркетинговая стратегия |
- исследование целевой аудитории; - стратегия ценообразования; - рекламные инструменты; - тактики продвижения; - затраты на организацию продаж. |
План производства |
- необходимое оборудование; - поставщики сырья и материалов; - объем выпуска изделий; - себестоимость единицы продукции; - потребности в персонале; - логистические цепочки. |
Организационный план |
- структура отделов; - иерархия подчинения; - зоны ответственности сотрудников. |
Финансовый план |
- доходы и расходы; - источники финансирования; - объем продаж; - расчет точки безубыточности; - анализ денежных потоков. |
Анализ эффективности проекта |
- чистая прибыль; - срок окупаемости; - коэффициент возврата инвестиций (ROI). |
Гарантии и риски |
- индикаторы риска; - ресурсы, необходимые для выхода из негативного сценария. |
Приложения |
- аналитика; - экспертные статьи; - фото продукции. |
Как составить бизнес-план самостоятельно
Прежде чем приступать к разработке плана, предпринимателю предстоит провести большую подготовительную работу. Только опираясь на аналитику и объективные данные можно верно оценить перспективы проекта.
1. Изучите рынок и конкурентов
Нужно понять емкость рынка, изучить целевую аудиторию и конкурентные предложения. Важны не только текущие показатели, но и прогноз на будущее. Исследования можно проводить самостоятельно или воспользоваться услугами маркетинговых агентств.
На подготовительном этапе также выполняют SWOT-анализ. Методика позволяет понять, как внешние обстоятельства и внутренние факторы влияют на развитие компании. Исследование оформляют в виде таблицы.
Сильные стороны (S — strengths) | Слабые стороны (W — weakness) |
Преимущества — стимулируют рост компании. | Недостатки — ограничивают развитие проекта. |
Возможности (O — opportunities) | Угрозы (T — treats) |
Изменения на рынке, которые помогают улучшить положение компании. | Негативные факторы и внешние риски. |
2. Соберите исходные данные
Определите, какие ресурсы понадобятся для реализации проекта: помещение, оборудование, персонал. Рассчитайте инвестиционные и текущие затраты, подберите источники финансирования. Выберите систему налогообложения и изучите нюансы законодательства: например, требования к маркировке продукции и правила лицензирования.
3. Составьте финансовую модель
Разработайте систему финансовых показателей, которая поможет оценивать состояние бизнеса на каждом этапе. Рассчитайте потенциальные объемы продаж, маржинальность единицы продукции, общую выручку и чистую прибыль. Желательно составить несколько сценариев с учетом изменения рыночной ситуации. Например, заложить в расчеты прогнозируемое удорожание сырья и рост транспортных расходов.
4. Напишите бизнес-план
Только когда собрали аналитические данные и составили финансовую модель, можно переходить к разработке бизнес-плана.
Если пишете план для банка или программы господдержки, уточните требования к оформлению. Документ для собственного пользования можно составить в свободной форме — главное, систематизировать данные и подать их в удобном формате.
ИТ-решения для бизнес-планирования
Процесс бизнес-планирования можно упростить с помощью специальных онлайн-сервисов и программ.
Решения для автоматизации планирования:
✔️ Онлайн-конструкторы финансовых моделей — автоматически рассчитывают целевые показатели на основании исходных данных проекта. Помогают быстро проработать несколько сценариев.
✔️ Шаблоны планов — помогут начинающим предпринимателям освоить навык планирования. В интернете можно найти примеры бизнес-планов для общепита, индустрии красоты, швейных производств, служб доставки и других сфер деятельности. Шаблоны обязательно нужно адаптировать под конкретную компанию.
✔️ Базы знаний — позволяют эффективно использовать опыт компании и подключить к работе над бизнес-планом всю команду. Например, в TEAMLY можно собирать, документировать и систематизировать знания. При планировании будущих периодов команда сможет опираться на опыт и использовать материалы БЗ. В удобном рабочем пространстве специалисты смогут коллективно составлять и редактировать разделы плана.
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Чтобы бизнес-план помог привлечь инвесторов и стал эффективным инструментом управления компанией, избегайте распространенных ошибок.
❌ Неправильное оформление — бизнес-планы для внешнего использования нужно составлять строго в соответствии со стандартами. Сотрудникам банков, государственных организаций и инвестиционных фондов приходится изучать огромное количество планов. Поэтому документы оценивают, прежде всего, по формальным признакам: могут вернуть неправильно оформленные и отказать в финансировании.
❌ Большой объем — оптимальный объем документа 20-40 страниц. Если бизнес-план будет больше, вряд ли инвесторы захотят его читать. Старайтесь формулировать кратко и емко, избегайте сложных терминов, давайте больше наглядных материалов.
❌ Необоснованные показатели — все цифры в плане должны опираться на исследования или аналитику. Не стоит приукрашать возможности проекта — инвесторы могут запросить источники данных.
❌ Отсутствие четких сроков — нужно как можно точнее указывать дату запуска проекта, начала продаж и других ключевых событий. Размытые сроки могут заставить инвесторов усомниться в жизнеспособности бизнес-идеи.
Можно ли заказать бизнес-план у сторонних исполнителей
К бизнес-планированию можно привлечь сторонних специалистов. Обычно так делают, если нужно написать план по четкому стандарту: например, для участия в программе господдержки. Чтобы разобраться в требованиях, предпринимателю понадобится много времени, а консалтинговые компании сделают это гораздо быстрее.
Другое дело, если пишете план для себя или коммерческого инвестора. Тогда лучше все выполнить самостоятельно: от изучения рынка до составления разделов плана. Так вы разберетесь в бизнесе и погрузитесь в проект, а глубокое знание вопроса вызовет доверие инвесторов и поможет успешно запустить стартап.