Источники финансирования бизнеса
Предприятие на любой стадии жизни не существует в вакууме. Рано или поздно компания оказывается в ситуации, когда нужно привлекать инвестиции для дальнейшего роста. В противном случае, ее ждет деградация и распад. Источники финансирования — это разнообразные потоки получения денежных средств. И если первые инвестиции можно накопить с карманных денег, то с ростом компании эти потоки могут быть самыми разными, не ограничиваясь кредитами или лизингом. Кроме денег, это может быть имущество, недвижимость и даже интеллектуальная собственность.Источники собственных инвестиций
Собственные средства — это все деньги, которые так или иначе крутятся в компании. Как правило, они именно крутятся, и достать их из оборота почти невозможно. Но есть несколько каналов, которые можно рассмотреть как источники средств и частично привлечь для финансирования:
-
Чистая прибыль. Её вы можете тратить по своему усмотрению, в том числе и на развитие компании. Вопреки обывательским представлениям, чистая прибыль редко измеряется даже семизначными числами. В любом случае это не менее важный внутренний источник финансирования, чем все остальные. И да, иногда этих средств всё же хватает.
-
Амортизационные отчисления. Это та денежная масса, которую выделяют в час по чайной ложке на производственные мощности, подлежащие замене по износу. Часто они теряются в кэш флоу, но грамотный управленческий учет позволяет не потерять эти средства и накапливать страховочный капитал.
Мораль: ведите финансовый учет со всей скрупулезностью по всем источникам, чтобы от внимания не ускользали даже небольшие суммы. -
Прибыль от продажи имущества. Решайте вопросы финансирования практично. Заменили оборудование — продайте старое, если оно еще в рабочем состоянии. Вовремя освобождайте склад от залежавшегося сырья, сдавайте в аренду пустующие площади.
Заемные источники инвестиций
Из названия следует, что этот тип финансирования предусматривает заемные средства. Главным условием является обязательный возврат заемных средств, даже если проект прогорит. Деньги возвращаются с учетом процентов за использование средств, оговоренных на старте в договоре. Эти проценты формируют прибыль для инвесторов.
Такими источниками могут быть:
-
Банковские кредиты, заемные средства от организаций и физических лиц. Даже если речь идет о крупном холдинге, в его структуре может действовать несколько внутренних займов у материнской или одной из главных компаний.
-
Облигации, выпускаемые на фондовой бирже. С их помощью компания берет в долг у держателей облигаций: физических или юридических лиц. Средства возвращаются с учетом купонов — это аналог процентов по кредиту, но процент по купонам обычно ниже, чем по кредитам на аналогичных условиях.
-
Безвозмездные взносы и благотворительность. Да, такое финансирование тоже бывает.
Внешнее инвестирование для малого и среднего бизнеса
Неразумно приходить к частному инвестору, который вкладывается в стартапы на самых ранних стадиях, и просить финансирование, сопоставимое с ценой производства трансатлантических лайнеров. И наоборот, никто не станет рассматривать выпуск ценных бумаг, если вашей компании нужно сто тысяч на покупку оргтехники. Каждому этапу бизнеса — свой инвестор и свой источник средств.
На стадии посева
Это самое начало компании. Как правило, в это время простыми средствами решаются самые базовые вопросы: техника для создания минимального жизнеспособного продукта (MVP), аренда помещений, зарплата разработчиков и т. д. Риск потерять деньги очень высокий, поэтому никакой банк не одобрит бизнес-кредит и не согласится на финансирование. Из 10 таких компаний через год останется одна-две. Но это не значит, что вы не можете попытаться.
Где искать источники финансирования на старте:
-
собственные накопления;
-
средства от родственников, друзей;
-
потребительский кредит;
-
бизнес-ангелы (выбирают перспективные стартапы с прицелом на большой рост);
-
краудфандинг;
-
гранты;
-
программы-акселераторы.
На стадии стартапа
MVP готов, вам есть что показать. Возможно, вы даже продали несколько образцов, пора масштабироваться и, может быть, даже попытаться выйти в плюс. Риск потери капитала для инвестора всё равно еще высок. «Взрослые» инвестиции пока еще недоступны, но другие пути финансирования открыты.
Источники инвестирования для стартапа:
-
те же пути финансирования, что и на первом этапе;
-
венчурные фонды (специализируются на стартапах);
-
стратегические инвесторы (анализируют экономику в поисках выгодных ниш).
На стадии расширения
Стартап уже занимает какую-то долю на рынке, продажи есть, имеются обновления и стратегия развития. Чтобы занять больший сегмент или выйти на новые рынки, необходимо расширение производства, увеличение мощностей производства, усиление штата. Теперь уже неактуально просить денег у родителей, да и бизнес-ангелы не всегда располагают нужной суммой. Но есть и хорошие новости: раз бизнес уже более-менее стабилен, риск потери денег у инвесторов ниже, а значит, они охотнее будут вкладываться в финансирование. Потенциальных источников средств становится больше.
Их каких источников брать средства для расширения:
-
венчурные фонды;
-
фонды прямых инвестиций;
-
стратегические инвесторы;
-
крупные акселераторы;
-
технопарки и бизнес-инкубаторы.
На стадии роста
Итак, компания расширилась, её уже даже не называют стартапом. Обладая большей стабильностью, можно давать больше гарантий. Только к этому периоду можно рассчитывать на такие источники средств, как банки, кредитные линии и займы на приличные суммы.
Куда обращаться за финансированием на стадии роста:
-
фонды прямых инвестиций;
-
банки;
-
гранты и субсидии;
-
стратегические инвесторы;
-
фонды прямых инвестиций.
На стадии зрелости
Только теперь, спустя годы можно говорить о высокой доступности инвестиций. Риск потери капитала для инвестора минимальный (в отличие от всех предыдущих). На этой стадии в компании генерируется прибыль и активно используются внутренние источники финансирования. Что, впрочем, не отменяет потребности во внешних источниках средств. Особенно, когда речь идет о захвате новых рынков, внедрении нового продукта или стратегическом рывке.
На этом этапе в качестве инвесторов рассматривают:
-
внутренние источники финансирования;
-
банки;
-
государство;
-
выход на фондовую биржу (выпуск акций или облигаций).
Внутренние источники финансирования
Достигнув определенных высот, компания может принять решение о самофинансировании — выпуске собственных ценных бумаг. Это происходит через фондовую биржу и называется Initial Public Offering (IPO), что в переводе означает первую публичную продажу акций компании.
IPO открывает новые горизонты финансирования, например, лучшие возможности для получения кредитов и займов (ведь доверие банков выше к публичным акционерным обществам), увеличение оборота, дополнительная прибыль, если акция растет в цене. Но есть и риски: главным образом из-за волатильности рынка акций, ну и всегда есть риск санкционного давления.
Как организовать и провести IPO
Этот процесс проходит в несколько этапов:
-
Анализ компании. Иногда этот этап длится несколько лет. Его задача — определить капитализацию компании, чтобы решить, целесообразно ли вообще выходить на биржу, сколько выпускать акций и по какой цене, не станет ли IPO источником проблем.
-
Подготовка к IPO. Этот этап проводят совместно с андеррайтером (компанией, гарантирующей размещение акций эмитента на бирже). На этом этапе происходит выбор фондовой биржи, брокеров, подбирается дата выпуска акций. Детально прорабатываются и подаются документы для IPO: проспект эмиссии для регулирующего органа, инвестиционный меморандум. А также начинается рекламная кампания среди инвесторов.
-
Основной этап. К его началу решение о выпуске окончательно принято, все условия оговорены и назначены даты. Теперь крупные инвесторы получают право покупки ценных бумаг до их официального размещения.
-
Листинг – старт обращения акций на бирже. Отныне бумаги может купить любой желающий по текущей цене.
Как заинтересовать инвестора
Прорабатывая возможности инвестирования, нужно учитывать сразу множество параметров. Например, бизнес-ангел — это один человек, и вероятность получения средств здесь зависит от личной коммуникации с ним. Венчурный фонд или акселератор — это структурная организация, которая вообще может оценивать ваш проект и принимать решение о финансировании только по презентации без личной встречи.
Но есть несколько общих деталей, которые необходимо определить до того, как вы отправите заявку инвестору:
-
Вариант участия: долевое и или заемное. Долевое участие предполагает, что вы получаете средства взамен на часть капитализации вашей компании. Заемное предполагает, что вы возвращаете все деньги и проценты, независимо от успешности предприятия.
-
Стратегический план развития со всеми расчетами на весь срок инвестирования. Сюда входит финансовая модель, юнит-экономика, прогнозирование и оценка внешних рисков для компании.
-
Презентация и переговоры. Если коротко, то необходимо, чтобы из презентации инвестор понял все положительные стороны, подкрепленные фактами и статистикой. Ну а про ведение переговоров мы поговорим в другой статье, поскольку это очень объемная тема.
На заметку:
-
Вложения в бизнес напрямую зависят от размера компании и ее продукта. Нет универсального рецепта финансирования, который подойдет каждому. Нет хороших и плохих источников средств, если вы действуете в рамках закона.
-
В зависимости от масштабов деятельности, оборота и нужных сумм, можно подобрать модель инвестирования. Для мелких перспективных компаний это частные инвесторы и модели краудфандинга, для крупных — стратегические фонды и даже выход на биржу.
-
Грамотный управленческий учет позволяет генерировать внутренние фонды для инвестирования. Они редко покрывают все потребности, но могут обеспечить реализацию некоторых вопросов.
-
Банковские кредиты — один из самых невыгодных способов привлечения средств. Особые условия для бизнеса, конечно, смягчают нагрузку, но почти всегда есть более комфортные условия.