Основные источники инвестиций предприятия

Предприятие на любой стадии жизни не существует в вакууме. Рано или поздно компания оказывается в ситуации, когда нужно привлекать инвестиции для дальнейшего роста. В противном случае, ее ждет деградация и распад. Источники инвестиций — это разнообразные потоки получения денежных средств. И если первые инвестиции можно накопить с карманных денег, то с ростом компании эти потоки могут быть самыми разными, не ограничиваясь кредитами или лизингом. Инвестициями, кроме денег, может быть имущество, недвижимость и даже интеллектуальная собственность.

Источники собственных инвестиций

Собственные средства — это все деньги, которые так или иначе крутятся в компании. Как правило, они именно крутятся, и достать их из оборота почти невозможно. Но есть несколько каналов, которые частично можно привлечь в качестве инвестиций:

  1. Чистая прибыль. Её вы можете тратить по своему усмотрение, в том числе и на развитие компании. Вопреки обывательским представлениям, чистая прибыль редко измеряется даже семизначными числами. В любом случае это не менее важный внутренний источник инвестиций, чем все остальные. И да, иногда его всё же хватает.

  2. Амортизационные отчисления. Это та денежная масса, которую выделяют в час по чайной ложке на производственные мощности, подлежащие замене по износу. Часто они теряются в кэш флоу, но грамотный управленческий учет позволяет не потерять эти копейки и накапливать страховочный капитал.

    Мораль: ведите финансовый учет со всей скрупулезностью, чтобы от внимания не ускользали даже небольшие суммы. 

  3. Прибыль от продажи имущества. Заменили оборудование — продайте старое, если оно еще в рабочем состоянии, вовремя освобождайте склад от залежавшегося сырья, сдавайте в аренду пустующие площади.

Важно! Если суть вашей компании в том, чтобы перепродавать товары или сдавать в аренду помещения, то такие поступления относят к чистой прибыли. Но если смысл вашего бизнеса в другом, то такие мелкие перепродажи и аренда — это дополнительная прибыль.

Заемные источники инвестиций

Из названия следует, что этот тип инвестиций предусматривает займ. Главным условием является обязательный возврат заемных средств, даже если проект прогорит. Деньги возвращаются с учетом процентов за использование средств, оговоренных на старте в договоре. Эти проценты формируют прибыль для инвесторов.

Это могут быть:

  1. Банковские кредиты, займы от организаций и физических лиц. Даже если речь идет о крупном холдинге, в его структуре может действовать несколько внутренних займов у материнской или одной из главных компаний. 

  2. Облигации, выпускаемые на фондовой бирже. С их помощью компания берет в долг у держателей облигаций: физических или юридических лиц. Деньги возвращаются с учетом купонов — это аналог процентов по кредиту, но процент по купонам обычно ниже, чем по кредитам на аналогичных условиях.

  3. Безвозмездные взносы и благотворительность. Да, так тоже бывает.

Внешнее инвестирование для малого и среднего бизнеса

Неразумно приходить к частному инвестору, который вкладывается в стартапы на самых ранних стадиях, и просить финансирование, сопоставимое с ценой производства трансатлантических лайнеров. И наоборот, никто не станет рассматривать выпуск ценных бумаг, если вашей компании нужно сто тысяч на покупку оргтехники. Каждому этапу бизнеса — свой инвестор.

На стадии посева

Это самое начало компании. Как правило, в это время решаются самые базовые вопросы: техника для создания минимального жизнеспособного продукта (MVP), аренда помещений, зарплата разработчиков и т.д. Риск потерять деньги очень высокий, поэтому никакой банк не одобрит бизнес-кредит. Из 10 таких компаний через год останется одна-две. Но это не значит, что вы не можете попытаться.

Куда обращаться за инвестициями:

  • собственные накопления;

  • родственники, друзья;

  • потребительский кредит;

  • бизнес-ангелы (выбирают перспективные стартапы с прицелом на большой рост);

  • краудфандинг;

  • гранты;

  • программы-акселераторы.

На стадии стартапа

MVP готов, вам есть что показать. Возможно, вы даже продали несколько образцов, пора масштабироваться и, может быть, даже попытаться выйти в плюс. Риск потери капитала для инвестора всё равно еще высок. Так что «взрослые» инвестиции пока еще недоступны.

Источники инвестирования для стартапа:

  • те же, что и на первом этапе;

  • венчурные фонды (специализируются на стартапах);

  • стратегические инвесторы (анализируют экономику в поисках выгодных ниш).

На стадии расширения

Стартап уже занимает какую-то долю на рынке, продажи есть, имеются обновления и стратегия развития. Чтобы занять больший сегмент или выйти на новые рынки, необходимо расширение производства, увеличение мощностей производства, усиление штата. Теперь уже неактуально просить инвестиций у родителей, да и бизнес-ангелы уже не всегда располагают нужной суммой. Но есть и хорошие новости: раз бизнес уже более-менее стабилен, риск потери денег у инвесторов ниже, а значит, они охотнее будут вкладываться.

Где привлекать инвестиции для расширения:

  • венчурные фонды;

  • фонды прямых инвестиций;

  • стратегические инвесторы;

  • крупные акселераторы;

  • технопарки и бизнес-инкубаторы.

На стадии роста

Итак, компания расширилась, её уже даже не называют стартапом. Обладая большей стабильностью, можно давать больше гарантий. Только к этому периоду можно рассчитывать на банки, кредитные линии и займы на приличные суммы.

К кому обращаться на стадии роста за инвестициями:

  • фонды прямых инвестиций;

  • банки;

  • гранты и субсидии;

  • стратегические инвесторы;

  • фонды прямых инвестиций.

На стадии зрелости

Только теперь, спустя годы можно говорить о высокой доступности инвестиций. Риск потери капитала для инвестора минимальный (в отличие от всех предыдущих). На этой стадии в компании генерируется прибыль и активно используются внутренние источники финансирования. Что, впрочем, не отменяет потребности во внешних источниках. Особенно, когда речь идет о захвате новых рынков, внедрении нового продукта или стратегическом рывке.

На этом этапе в качестве инвесторов рассматривают:

  • внутренние источники;

  • банки;

  • государство;

  • выход на фондовую биржу (выпуск акций или облигаций).

Внутренние источники инвестиций

Достигнув определенных высот, компания может принять решение о выпуске собственных ценных бумаг. Это происходит через фондовую биржу и называется Initial Public Offering (IPO), что в переводе означает первую публичную продажу акций компании. 

IPO открывает новые горизонты, например, лучшие возможности для получения кредитов и займов (ведь доверие банков выше к публичным акционерным обществам), увеличение оборота, дополнительная прибыль, если акция растет в цене. Но есть и риски: главным образом из-за волатильности рынка акций, ну и всегда есть риск санкционного давления.

Как организовать и провести IPO

Этот процесс проходит в несколько этапов:

  1. Анализ компании. Иногда этот этап длится несколько лет. Его задача: определить капитализацию компании, чтобы решить целесообразно ли вообще выходить на биржу, сколько выпускать акций и по какой цене. 

  2. Подготовка к IPO. Этот этап проводят совместно с андеррайтером (компанией, гарантирующей размещение акций эмитента на бирже). На этом этапе происходит выбор фондовой биржи, брокеров, подбирается дата выпуска акций. Детально прорабатываются и подаются документы для IPO: проспект эмиссии для регулирующего органа, инвестиционный меморандум. А также начинается рекламная кампания среди инвесторов.

  3. Основной этап. К его началу решение о выпуске окончательно принято, все условия оговорены и назначены даты. Теперь крупные инвесторы получают право покупки ценных бумаг до их официального размещения. 

  4. Листинг – старт обращения акций на бирже. Отныне бумаги может купить любой желающий по текущей цене.

Как заинтересовать инвестора

Прорабатывая возможности инвестирования, нужно учитывать сразу множество параметров. Например, бизнес-ангел — это один человек и от личной коммуникации будет зависеть многое. Венчурный фонд или акселератор — это структурная организация, которая вообще может оценивать ваш проект только по презентации без личной встречи. 

Но есть несколько общих деталей, которые необходимо определить до того, как вы отправите заявку инвестору:

  1. Вариант участия: долевое и или заемное. Долевое участие предполагает, что вы получаете деньги взамен на часть капитализации вашей компании. Заемное предполагает, что вы возвращаете все деньги и проценты, независимо от успешности предприятия. 

  2. Стратегический план развития со всеми расчетами на весь срок инвестирования. Сюда входит финансовая модель, юнит-экономика, прогнозирование и оценка внешних рисков для компании.

  3. Презентация и переговоры. Если коротко, то в презентации необходимо, чтобы инвестор понял все положительные стороны, подкрепленные фактами и статистикой. Ну а про ведение переговоров мы поговорим в другой статье, поскольку это очень объемная тема.

На заметку:

  • Инвестиции в бизнес напрямую зависят от размера компании и ее продукта, нет универсального рецепта, который подойдет каждому.

  • В зависимости от масштабов деятельности, оборота и нужных сумм, можно подобрать модель инвестирования. Для мелких перспективных компаний это частные инвесторы и модели краудфандинга, для крупных — стратегические фонды и даже выход на биржу.

  • Грамотный управленческий учет позволяет генерировать внутренние фонды для инвестирования. Они редко покрывают все потребности, но могут обеспечить реализацию некоторых вопросов.

  • Банковские кредиты — один из самых невыгодные способов привлечения инвестиций. Особые условия для бизнеса, конечно, смягчают нагрузку, но почти всегда есть более комфортные условия.

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.