Как составить бизнес-план
Как открыть свое дело и не прогореть? Прежде чем вкладывать деньги в бизнес-идею, нужно оценить перспективы проекта: проанализировать затраты и прибыль, рассчитать риски. Решить эти задачи помогает грамотный бизнес-план. Рассказываем, кому и когда он нужен, как написать и каких ошибок следует избегать.Что такое бизнес-план
Бизнес-план — это стратегия развития компании на ближайшие несколько лет. Другими словами: задокументированные цели и программа действий для их достижения.
Документ составляют на срок от 1 года до 5 лет. Оптимальный горизонт — 3 года: первый год расписывают подробно, на второй и третий делают общие прогнозы. Позже по итогам первого года уточняют и дополняют запланированное на более поздний срок.
Зачем нужен бизнес-план
Представьте ситуацию: предприниматель открывает кофейню, полагаясь только на собственную интуицию. Через некоторое время выясняется, что локацию выбрали неудачно, цены кажутся клиентам слишком высокими, рынок в целом перенасыщен, а рядом находится конкурент, который предлагает те же напитки дешевле. В итоге через пару месяцев бизнес закрывается. Если бы предприниматель заранее просчитал затраты, выручку и учел негативные факторы, всё могло бы быть по-другому.
Отсутствие бизнес-планирования — причина неудач многих стартапов. Конечно, ничто не страхует предприятие от всех возможных рисков, но все-таки этот документ критически важен для коммерческого успеха бизнеса. Руководство должно понимать: каких целей и в какие сроки может достичь предприятие, какие ресурсы понадобятся, чтобы выйти на рынок и удержаться. Это своего рода «дорожная карта» для бизнеса. Без нее легко выбрать неверный путь на рынке и потерять деньги.
Какие задачи решает бизнес-план:
-
Оценка возможностей и рисков — помогает проанализировать и оценить перспективы бизнеса и рыночную ситуацию, сформировать стратегию развития, выявить факторы риска и найти способы защиты от них.
-
Прогноз доходов и расходов — содержит расчет целевых финансовых показателей. С его помощью предприниматель прогнозирует, когда бизнес выйдет на точку безубыточности, сколько заработает и какие вложения потребуются.
-
Привлечение финансирования — представляет бизнес-идею и обосновывает ее экономическую эффективность. Это важно, если вы собираетесь привлекать внешнее финансирование. Инвесторы и банки готовы вкладываться только в рентабельные бизнес-проекты.
Некоторые предприниматели думают, что бизнес-планирование — это занятие для спокойного времени, а в сложной экономической ситуации оно не имеет смысла. На самом деле четкие цели и продуманные действия помогают удержать бизнес на плаву даже в кризис.
Виды бизнес-планов
Внутренний. Владелец бизнеса пишет его для себя. Рассчитывает потребности в ресурсах, определяет временные ориентиры, ставит финансовые цели. Таким документом будут пользоваться только внутри организации, поэтому он создается в произвольной форме.
Для инвесторов. Показывает конкурентоспособность бизнеса и мотивирует вложить деньги. Документ помогает оценить объем необходимых инвестиций, рассчитать маржинальность и срок окупаемости бизнеса. Чаще всего составляется по международным стандартам — о них поговорим в следующем разделе.
Для банков. Обосновывает потребность бизнеса в кредите и подтверждает платежеспособность компании. Требования к структуре документа могут отличаться, поэтому лучше заранее запросить инструкцию в кредитном отделе.
Для получения господдержки. Показывает, что вы предлагаете действительно перспективный бизнес-проект, соответствующий условиям программы, поэтому можете претендовать на грант или субсидию. В этом случае особенно важно придерживаться установленной формы документа, иначе в финансировании, скорее всего, откажут.
Антикризисный. Разрабатывают в экстренных ситуациях: например, при тяжелом материальном положении или угрозе банкротства. Документ помогает найти решение проблем бизнеса и сохранить доверие кредиторов.
Вид бизнес-плана | Для чего нужен |
Внутренний | Оценить возможности и наметить путь развития бизнеса |
Для инвесторов | Обеспечить бизнесу внешнее финансирование |
Для банков | Получить кредит |
Для получения субсидий | Получить материальную поддержку от государства |
Антикризисный | Вывести бизнес из кризиса |
Стандарты планирования бизнеса
Единой формы не существует, но несколько международных организаций предложили предпринимателям свои шаблоны.
Распространенные стандарты планирования бизнеса:
-
UNIDO — стандарт Департамента промышленного развития ООН. Самый популярный шаблон в России и мире, который помогает составить детализированные, удобные в использовании бизнес-планы. Стандарт признан во многих банках и инвестиционных фондах.
-
ЕБРР — шаблон создан Европейским банком реконструкции и развития для предприятий, которые претендуют на кредит. ЕБРР финансирует только крупный бизнес, а офис в РФ закрыт с марта 2023 года. Поэтому стандарт в настоящее время не актуален для нашей страны.
-
KPMG — стандарт от международной аудиторской организации. Здесь основной упор сделан на анализ маркетинговых и финансовых показателей. По мнению многих предпринимателей, шаблон недостаточно подробно раскрывает технические и производственные особенности бизнес-проекта, поэтому стандарт не получил распространения в России.
-
TACIS — программа технической помощи Европейского союза странам СНГ, в рамках которой существует собственный стандарт бизнес-планирования. Фактически — это видоизмененная версия шаблона UNIDO. С 2014 года действие программы в России ограничена.
Российские предприниматели пользуются в основном стандартами UNIDO. Шаблон подходит для бизнеса в любой отрасли, котируется в банках и содержит всю важную для реализации замысла информацию.
Структура бизнес-плана
Рассмотрим структуру бизнес-плана, которой рекомендует придерживаться UNIDO. При необходимости организации могут оптимизировать разделы под свои цели и особенности отрасли.
- Резюме. Краткая суть бизнес-проекта и выжимка основных финансовых показателей. Делается в последнюю очередь. Должно быть максимально содержательным — инвесторы иногда смотрят только резюме и не вчитываются в план.
- Сфера бизнеса и компания. Информация о предприятии и отрасли: дает общее представление о предприятии и рынке, на котором оно работает.
- Продукты компании: услуги или товары. Какой продукт выводится на рынок, в чем его ценность для потребителей.
- План продаж и маркетинговая стратегия. Как и в каких объемах планируется продавать продукт. Анализ емкости рынка, стратегия привлечения клиентов и ожидаемые продажи в конкретных цифрах.
- План производства. Процесс изготовления продукта: описание производства и ресурсов, необходимых и для выхода на рынок, и для дальнейшей бесперебойной деятельности.
- Организационный план. Департаменты, связи между ними и схема управления компанией.
- Финансовый план. Экономические цели организации и стратегия их достижения. Этот раздел всегда получается объемным и содержит много цифр, поэтому лучше представить информацию в виде графиков или диаграмм.
- Анализ эффективности. Измеримые экономические показатели, которые помогут оценить инвестиционную привлекательность и потенциальную доходность бизнес-проекта.
- Гарантии и риски. Внешние и внутренние факторы риска и план действий в случае негативного развития событий.
- Приложения. Любые дополнительные материалы.
Раздел плана | Содержание |
Резюме |
- описание бизнес-идеи; - финансовые показатели в наглядной форме: графики, диаграммы. |
Сфера бизнеса и компания |
- организационно-правовая форма; - активы; - местонахождение предприятия; - объем рынка; - основные рыночные конкуренты; - тренды отрасли; - потенциальная доля на рынке. |
Продукты компании: услуг или товары |
- преимущества продукта; - выгоды для потребителя; - путь товара к покупателю; - жизненный цикл продукта. |
План продаж и маркетинговая стратегия |
- анализ целевой аудитории; - стратегия ценообразования; - рекламные инструменты; - тактики продвижения; - затраты на организацию продаж. |
План производства |
- необходимое оборудование; - поставщики сырья и материалов; - объем выпуска изделий; - себестоимость единицы продукции; - потребности в персонале; - логистические цепочки. |
Организационный план |
- структура отделов; - иерархия подчинения; - зоны ответственности сотрудников. |
Финансовый план |
- доходы и расходы; - источники финансирования бизнеса; - объем продаж; - расчет точки безубыточности; - анализ денежных потоков. |
Анализ эффективности |
- чистая прибыль; - срок окупаемости бизнеса; - коэффициент возврата инвестиций (ROI). |
Гарантии и риски |
- индикаторы риска; - ресурсы, необходимые для выхода из негативного сценария. |
Приложения |
- аналитика; - экспертные статьи; - фото продукции. |
Как составить бизнес-план самостоятельно
Прежде чем приступать к разработке бизнес-плана, предпринимателю предстоит серьезно подготовиться. Только опираясь на аналитику и объективные данные можно верно оценить перспективы проекта.
1. Изучите рынок и конкурентов
Нужно понять емкость рынка, провести анализ целевой аудитории и конкурентных предложений. Важны не только текущие показатели, но и прогноз на будущее — что, вероятно, будет с рынком, покупательским поведением и конкурентной средой в ближайший год-два. Анализ можно делать самостоятельно или воспользоваться услугами маркетинговых агентств.
На подготовительном этапе также выполняют SWOT-анализ. Методика позволяет понять, как внешние обстоятельства и внутренние факторы влияют на развитие организации. Исследование оформляют в виде таблицы.
Сильные стороны (S — strengths) | Слабые стороны (W — weakness) |
Преимущества — стимулируют рост | Недостатки — ограничивают развитие |
Возможности (O — opportunities) | Угрозы (T — treats) |
Изменения на рынке, которые помогают улучшить положение | Негативные факторы и внешние риски |
2. Соберите исходные данные
Определите, какие ресурсы понадобятся для реализации бизнес-идеи: помещение, оборудование, персонал. Рассчитайте инвестиционные и текущие затраты, подберите источники финансирования. Выберите систему налогообложения и изучите нюансы законодательства: например, требования к маркировке продукции и правила лицензирования.
3. Составьте финансовую модель
Разработайте систему финансовых показателей, которая поможет оценивать состояние бизнеса на каждом этапе. Рассчитайте потенциальные объемы продаж, маржинальность единицы продукции, общую выручку и чистую прибыль. Желательно составить несколько сценариев с учетом изменения рыночной ситуации. Например, заложить в расчеты прогнозируемое удорожание сырья и рост транспортных расходов.
4. Напишите бизнес-план
Только теперь можно переходить к разработке бизнес-плана.
Если пишете план для банка или программы господдержки, уточните требования к оформлению. Документ для собственного пользования можно составить в свободной форме — главное, систематизировать данные и подать их в удобном формате.
ИТ-решения для бизнес-планирования
Процесс бизнес-планирования можно упростить с помощью специальных онлайн-сервисов и программ.
Решения для автоматизации планирования:
✔️ Онлайн-конструкторы финансовых моделей — автоматически рассчитывают целевые показатели на основании исходных данных. Помогают быстро проработать несколько сценариев.
✔️ Шаблоны планов — помогут начинающим предпринимателям освоить навык бизнес-планирования. В интернете можно найти примеры бизнес-планов для общепита, индустрии красоты, швейных производств, служб доставки и других сфер деятельности. Шаблоны обязательно нужно адаптировать под конкретную организацию.
✔️ Базы знаний — позволяют эффективно использовать опыт компании и подключить к работе над бизнес-планом всю команду. Например, в TEAMLY можно собирать, документировать и систематизировать знания. При планировании будущих периодов команда сможет опираться на опыт и использовать материалы БЗ. В удобном рабочем пространстве специалисты смогут коллективно составлять и редактировать разделы плана.
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Чтобы бизнес-план помог привлечь инвесторов и стал эффективным инструментом управления компанией, избегайте распространенных ошибок.
❌ Неправильное оформление — бизнес-планы для внешнего использования нужно составлять строго в соответствии со стандартами. Сотрудникам банков, государственных организаций и инвестиционных фондов приходится изучать огромное количество планов. Поэтому документы оценивают, прежде всего, по формальным признакам: могут вернуть неправильно оформленные и отказать в финансировании.
❌ Большой объем — оптимальный объем документа 20-40 страниц. Если бизнес-план будет больше, вряд ли инвесторы захотят его читать. Старайтесь формулировать кратко и емко, избегайте сложных терминов, давайте больше наглядных материалов.
❌ Необоснованные показатели — все цифры в бизнес-плане должны опираться на свежие исследования рынка или аналитику. Не стоит приукрашивать возможности: инвесторы могут запросить источники данных.
❌ Отсутствие четких сроков — нужно как можно точнее указывать дату запуска проекта, выхода на рынок, начала продаж и других ключевых событий. Размытые сроки могут заставить инвесторов усомниться в жизнеспособности бизнес-идеи.
Можно ли заказать бизнес-план у сторонних исполнителей
К бизнес-планированию можно привлечь сторонних специалистов. Обычно так делают, если нужно написать план по четкому стандарту: например, для участия в программе господдержки. Чтобы разобраться в требованиях, предпринимателю понадобится много времени, а консалтинговые компании сделают это гораздо быстрее.
Другое дело, если пишете бизнес-план для себя или коммерческого инвестора. Тогда лучше все выполнить самостоятельно: от изучения рынка до составления разделов плана. Так вы разберетесь в бизнесе и погрузитесь в контекст, а глубокое знание вопроса вызовет доверие инвесторов и поможет успешно запустить стартап.
Новая концепция управления знаниями в компании
Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы