Как избежать конфликтов на работе. Причины и решение

Каждый сотрудник мечтает о рабочем месте, где царит атмосфера взаимопонимания, поддержки, и сотрудничества. Однако, реальность часто демонстрирует, что рабочие конфликты — неизбежная часть профессиональной жизни. В результате споры, претензии и недопонимания снижают продуктивность отдельных работников, а нередко и коллектива в целом.
clock 5 минут

В России анализа воздействия конфликтности на экономику еще не проводили. Зато есть данные зарубежных аналитиков продемонстрировали, что конфликты между коллегами ежегодно стоят Соединенному Королевству 28 млрд фунтов, а Соединенным Штатам — 359 млрд долларов.

Опрос сотрудников британских компаний показал, что 35% из них хотя бы раз в год становились участниками конфликта на рабочем месте, еще 24% сообщили, что имеют «сложные» отношения с некоторыми из своих коллег на протяжении длительного периода времени.

В России наблюдается похожая ситуация. Больше трети респондентов признались hh. ru, что количество ссор с начала 2022 года заметно выросло. Причиной подавляющего большинства из них стали не профессиональные, а личные недопонимания. Среди них — попытки доминировать в разговоре, «бросаться» заявлениями, не подкрепляя их доказательствами, и подвергать сомнению предложения окружающих.

Однако, существует множество стратегий, которые могут помочь минимизировать или полностью исключить недопонимания в коллективе!

Как предотвратить конфликт на работе

Если не полное предотвращение конфликтов, то хотя бы снижение вероятности подобных явлений на рабочем месте может быть реализовано с помощью целого ряда стратегий и практик:

  • Четкое определение ролей и ответственности. Установление ясных ожиданий по поводу ролей и задач сотрудников поможет избежать недопониманий и снизить вероятность возникновения конфликтов, связанных с неопределенностью.

  • Развитие коммуникативных навыков. Обучение сотрудников навыкам эффективного общения, включая умение слушать и давать обратную связь, может помочь им более конструктивно выражать свои мысли, решать разногласия и понимать точку зрения других.

  • Уважение разнообразия. Осознание и уважение различий в мнениях, культурных особенностях и рабочих стилях среди сотрудников поможет создать атмосферу взаимопонимания.

  • Регулярное проведение тренингов по управлению конфликтами. Сотрудникам и руководителям полезно осваивать теорию и навыки эффективного урегулирования конфликтов. Приглашение профессионального психолога поможет снизить число разговоров на повышенных тонах.

  • Создание открытых механизмов обратной связи. Организация системы, позволяющей сотрудникам высказывать свои мысли и замечания, помогает вовремя выявлять и разрешать проблемы. В этом может помочь внедрение базы знаний, которая позволяет дистанционно создавать заявки с жалобами и предложениями. Чем меньше времени человек носит недовольство в себе, тем меньше вероятности эффекта «взорванной бомбы»;

  • Стимулирование среды сотрудничества. Создание культуры, в которой менторство и поддержка со стороны руководства стимулируются, способствует превентивному разрешению потенциальных конфликтов.

Эти практики помогут в создании проактивной модели предотвращения недопониманий на рабочем месте и обеспечат команду здоровой и продуктивной рабочей средой.

Как себя вести в конфликтах

Разные темпераменты и характеры, которые вынуждены «вариться» в замкнутом пространстве, – плодородная почва для возникновения разногласий.

 Что делать, если предотвратить недопонимание не удалось? Вот 10 рабочих советов

  1. Постарайтесь сохранять самообладание. Не повышайте голос и говорите слегка медленнее, чем обычно. Помните, что эмоциональные реакции зачастую лишь усугубляют ситуацию. Оставайтесь спокойными и сосредоточенными на проблеме, а не на персоне. Переход на личности уведет конструктивный разговор в сторону взаимных огульных обвинений и может стать причиной затяжной ссоры;
  2. Практикуйте активное слушание. Слушайте внимательно аргументы и претензии остальных участников спора. Попробуйте встать на их место и понять их точку зрения. Подтверждайте, что вы слышите собеседников, проявляйте эмпатию и старайтесь уважать чужую позицию.
  3. Избегайте обвинений и критики. Выражайте свои мысли и переживания без «тыканий». Чтобы избежать даже случайных обвинений пригодится техника «Я-сообщений». Она помогает продемонстрировать собеседнику, что его границы не тронуты, его мнение берется в расчет и к его праву выбора относятся с уважением. И одновременно с этим сотрудник экологично доносит до собеседника свое состояние, и положение текущих дел;

  4. Не обращайте внимания на грубость. Хамство лишь демонстрирует невоспитанность оппонента и его собственную неуверенность в имеющихся в запасе доводах и фактах.
  5. Используйте прием трех «да». Обязательно сообщите оппоненту, что относитесь с уважением к его профессионализму и опыту. Далее выберите из списка заявлений коллеги три утверждения, с которыми вы согласны, и вслух оцените их пользу. Начинайте обсуждение словами: «прекрасная мысль»; «полностью разделяю данную точку зрения»; «понимаю».
  6. Вырабатывайте конструктивные решения. Предлагайте пути разрешения проблемы, основываясь на общих интересах и взаимовыгоде. Ищите компромиссы, которые удовлетворят претензии обеих сторон конфликта;
  7. Ратуйте за справедливость. Важно уважать точку зрения других и стремиться к справедливому решению, а не к сиюминутной победе в споре.
  8. Обратитесь за помощью, если это необходимо. В случае, если конфликт кажется трудно разрешимым, обратитесь к вышестоящему руководству или к специалисту.
  9. Умейте прощать. Помните, что все мы можем ошибаться. Быть готовым прощать — одно из ключевых свойств разрешения конфликтов.
  10. После конфликта урегулируйте отношения. Продолжайте устанавливать контакт и общаться с коллегой, чтобы восстановить доверие и продуктивные отношения. Будьте готовы признать свои ошибки и извиниться, если это необходимо для восстановления коммуникации.

Соблюдение этих рекомендаций поможет вам участвовать в конструктивном разрешении конфликтов на рабочем месте и создать здоровую рабочую атмосферу.

Как успокоиться, если произошел конфликт?

Шаг 1: Осознайте свои эмоции

Первый шаг к успокоению — анализ спектра собственных чувств. Попробуйте определить, какие эмоции вы испытываете: раздражение, обида, стресс или что-то еще. Это поможет вам начать процесс самопомощи.

Шаг 2: Сделайте глубокий вдох

Врачи доказали, что глубокое дыхание эффективным помогает снять напряжение. Отбросьте посторонние мысли и на несколько минут сфокусируйте внимание на дыхательных процедурах. Это насытит мозг кислородом и успокоит нервную систему.

Шаг 3: Побудьте наедине с самим собой

Если это возможно, уделите себе небольшой отрезок времени, чтобы физически уйти от произошедшей ситуации. Даже небольшая пауза позволит перезагрузиться и восстановить эмоциональное равновесие.

Шаг 4: Практикуйте техники расслабления

Различные методики расслабления, такие как медитация, йога или просто тихая прогулка, помогут отпустить ситуацию и не зацикливаться на случившемся.

Шаг 5: Применяйте позитивное мышление

Возьмите контроль над своими мыслями и вместо деструктивного потока переключите их на позитив. Вспомните радостные события из прошлого, которые всегда заставляют вас улыбаться или посмотрите любимую комедию. Это сбалансирует эмоциональный фон.

Шаг 6: Поговорите

Иногда обсуждение ситуации с кем-то из близких или доверенных коллег может помочь почувствовать себя лучше. Общение также способно привести к новым идеям о том, как разрешить ситуацию.

Шаг 7: Вернитесь к ситуации с новым взглядом

Когда вы почувствуете, что ваше эмоциональное состояние улучшилось, попробуйте вернуться к ситуации и подумать о том, как можно найти компромиссное решение.

Помните, что конфликт – неприятное, но временное явление. Их невозможно полностью избежать, но при правильном подходе можно сделать их редким и продуктивным явлением. Умение управлять своими эмоциями и находить способы успокоиться после ссоры – важный аспект профессионального развития. 

Как вести себя с коллегой после конфликта

После конфликта с коллегой важно вести себя профессионально и стремиться к скорейшему восстановлению рабочих отношений.

Вот подробное руководство, которое может помочь в этой ситуации.

✅ Возьмите паузу и охладите голову. После конфликта может быть полезно взять небольшую паузу для успокоения. Важно не действовать под влиянием гнева или раздражения при взаимодействии с человеком после конфликта.

✅Инициируйте конструктивный диалог. Попробуйте инициировать откровенный, но уважительный разговор с коллегой о произошедшем. Уделите внимание выражению своих чувств, но старайтесь избегать обвинений и оскорблений.

✅ Позитивное взаимодействие. Сосредоточьтесь на поиске позитивных моментов во взаимоотношениях с коллегой. Попытайтесь установить взаимопонимание и наладить сотрудничество на будущее.

✅ Извинитесь, если это необходимо. Если вы осознаете свою долю вины, предложите искренние извинения. Это может помочь восстановить доверие и продвинуться вперед.

✅ Сосредоточьтесь на решении. Предложите человеку свои идеи по тому, как можно избежать подобного в будущем. Постарайтесь совместно найти решение, которое поможет избежать повторения ситуации.

✅ Ведите себя профессионально. Независимо от того, как сложились отношения с коллегой, важно проявлять профессионализм и уважение в рабочей среде.

✅ Обратитесь за помощью, если необходимо. Если вам сложно наладить отношения, обратитесь за помощью к руководству или HR-специалистам. Они могут предложить советы и поддержку в решении сложной ситуации.

Следуйте этим рекомендациям, что скорее восстановить  рабочие отношений после конфликта и создать более продуктивную и гармоничную обстановку.

 

 

 

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.