Как планировать бюджет и расходы компании
Бюджетирование — это важный инструмент управления финансами компании. В этой статье вы узнаете, как планировать и контролировать доходы и расходы, какие цели и задачи ставит бюджетирование и какие виды бюджетов существуют.Конъюнктурные исследования российской экономики показывают, что страна так и не вышла из кризиса 2008 года, отметив 15-летний юбилей этого состояния. Начиная с 2009 среднегодовой темп роста экономики затормозил на отметке в 1,4 пункта.
С 2014 года у населения падают реальные доходы, люди позволяют себе меньше трат, снижая прибыль бизнеса. В таких условиях навыки грамотного управления расходами и доходами приобретают особую актуальность.
На фоне падения прибыли компания может незаметно преодолеть точку безубыточности и попасть в ситуацию, когда продажи перестают покрывать издержки. После нескольких подобных итераций обычно следует банкротство.
Во избежание подобного сценария, руководителям необходимо формировать финансовые стратегии, контролировать денежные потоки, координировать управленческие решения с текущей обстановкой в организации, заниматься финансовым планированием и бюджетированием.
Что такое бюджетирование
Начнем с корневого слова – «бюджет». Это расписанный детальный план поступлений и издержек предприятия, составляемый на конкретный отрезок времени – как правило, на календарный год с поквартальным и помесячным делением.
Соответственно, термин «бюджетирование» можно описать как сумму процессов, которые стоят за планированием, формированием фонда денежных средств, а также контролем за осуществлением кассовых операций.
Менеджмент может формировать бюджет всей организации, а также каждого отдела, функции или товара в отдельности.
В реальной практике встречаются бюджеты доходов и расходов, планы производства продукции и бюджеты чистых продаж. Состав и структура индивидуальны и коррелируются в зависимости от рода деятельности организации.
Цели и задачи бюджетирования
Управлять деньгами приходится с первых дней работы организации, но до тех пор, пока в компании наблюдается слабый денежный поток, руководство может без труда вести деятельность конкретно намеченного финансового курса. Фиксация прибыли и ведение календаря платежей контрагентов происходят в журналах или вовсе в уме.
С развитием организации, ростом числа денежных потоков, контрагентов, покупателей и товаров возникает объективная потребность в систематизации этой информации.
Бюджетирование – строго факультативный процесс, государство не принуждает бизнес к внедрению этой практики. Тем не менее, наличие финансового плана значительно упрощает менеджмент и помогает прогнозировать долгоиграющие итоги тех или иных действий менеджмента в процессе управления компанией.
10 центральных задач бюджетирования:
-
Сплочение подразделений и координация работы;
-
Выявление перспективных и убыточных направлений;
-
Анализ финансов;
-
Прогноз развития;
-
Планирование денежных потоков;
-
Распределение финансовых, материальных и трудовых активов;
-
Своевременное исполнение обязательств (расчет с контрагентами, оплата кредитов, налогов и зарплат);
-
Предупреждение кассовых разрывов;
-
Контроль реализации поставленных задач;
-
Мотивация сотрудников на следование стратегическим задачам и намеченным ориентирам.
Виды бюджетов
Формирование бюджетов подразумевает создание нескольких типов финансовых планов, на основе которых ведется бухгалтерский учет.
Операционный бюджет
Это выручка и затраты по каждому из направлений бизнеса. Сюда также входят траты на косвенные налоги.
Организации применяют следующие типы операционных бюджетов:
- Бюджет продаж – формируется из прогнозирования объемов реализации продукции. Базой становится информация о заключенных договорах;
- Бюджет производства – в основе лежат собранные данные по сбыту. Размер рассчитывается, исходя из спроса и производственных возможностей;
- Бюджет прямых материальных затрат – фиксирует нужды организации в материалах и комплектующих. Корреляция зависит от текущих объемов производственных мощностей и сведениях о сырьевых активах;
- Бюджет трудовых издержек – калькуляция трат на использование человеческого труда, исходя из размера оплаты одного часа;
- Бюджет накладных расходов – фиксирует траты на амортизацию, электроэнергию и другие общепроизводственные траты;
- Бюджет общехозяйственных издержек – прогнозируемые показатели административных затрат, не связанных напрямую с производственной деятельностью компании.
- Бюджет коммерческих расходов – анализ издержек на аренду складов, рекламу, транспорт, труд специалистов отделов маркетинга, закупок, сбыта.
Финансовый бюджет
Составляется для прогнозирования движения ресурсов и прогноза по доходам. Необходим для обеспечения платежеспособности фирмы на основе бухгалтерского баланса и отчетах о перемещении денег.
Выделяют:
- Бюджет доходов и расходов – помогает прогнозировать вероятную рентабельность компании и избежать кассовых разрывов. Поступления и траты ранжируются по типам товаров, деятельности и денежных потоков;
- Капитальный бюджет – важен для прогнозирования выгоды вкладов. Он фиксирует направления инвестиций, размеры и сроки капиталовложений. Пристальное внимание уделяется калькуляции воздействия вложений на промежуточные итоги работы компании и размеры ее прибыли;
- Бюджет денежных средств – демонстрирует ожидаемые размеры издержек по каждому направлению деятельности организации. В его основу ложатся графики платежей контрагентов. Одновременно анализируется надежность источников денег, аргументированность трат и необходимость кредитования;
- Прогнозный баланс – с его помощью происходит планирование активов и пассивов бизнеса, основываясь на имеющиеся остатках – запасах валюты, внеоборотных активах, дебиторской и кредиторской задолженностей.
Как управлять доходами и расходами компании
Современная система менеджмента детализирована, имеет актуальные, скорректированные данные и принимает в расчет факторы внутренней и внешней среды.
Эксперты выделяют следующий ряд базовых принципов успешного менеджмента:
-
унифицированные методы управления на каждом этапе бизнес-процесса;
-
управление от начальной (изготовление) до конечной (утилизация) стадии производства;
-
снижение затрат обязано сочетаться с ростом качества продукции;
-
недопустимость лишних расходов;
-
использование взаимозаменяемых ресурсов;
-
внедрение максимально эффективных методов управления денежными потоками;
-
улучшение уровня обеспечения информацией;
-
увеличение уровня заинтересованности всех подразделений в росте доходов.
С чего начать бюджетирование на предприятии
Помочь проанализировать динамику основных показателей, определить причины изменений, сравнить фактические показатели со среднеотраслевыми данными может бюджетирование.
Процесс систематизации бюджета в организации состоит из нескольких этапов. Он стартует задолго до непосредственного составления бюджетов и начинается со следующих 5 этапов:
-
Формулирование миссии, видения и целей организации;
-
Проведение анализа внешней и внутренней среды (сбор информации, анализ потенциала, сильных и слабых сторон компании и конкурентов);
-
Выбор и разработка стратегии;
-
Внедрение стратегии;
-
Периодический анализ хода выполнения стратегии.
В результате у руководства появляется четкий план, содержащий стратегические и тактические намерения организации, подтвержденные исследованиями и фактами.
Еще одним базовым параметром успешной интеграции бюджетирования должна быть отлаженная работа финансового подразделения и жестко прописанные маркеры работы остальных отделов.
Интеграция бюджетирования состоит из 5 шагов:
- Создание стратегического плана. Он позволит сформулировать функционал и цели компании на несколько лет вперед.
- Финансовое древо компании. Необходимо провести анализ финансового древа. Если текущее положение вещей можно описать словом «хаос», то стоит заняться организацией его деятельности.
- Нормативы и доклады. Важно зафиксировать маркеры и нормативы для центров финансовой ответственности, и сформулировать для них понятную систему отчетности.
- Регламентация бюджетирования. Регламент финансового планирования должен определять цели, задачи и принципы бюджетирования, виды, формы и сроки формирования плановых и фактических бюджетов, предоставлять регламент консолидации бюджетов.
- Автоматизация. Последний этап – внедрение профильного софта для автоматизации процесса сбора данных и возможности формирования бюджетов в произвольных аналитических разрезах.
Что дает анализ доходов и расходов
Существует мнение, что считать приток и отток капитала, ведя финансовое планирование, стоит лишь крупным организациям, а скромным предприятиям достаточно простого учета выручки и издержек.
Такое утверждение имеет определенное обоснование. При невысоком объеме операций подробное прописывание финансовых планов затрудняет бухгалтерский учет. Однако с увеличением объема бизнеса управление денежными потоками при отсутствии бюджетирования становится невозможным – поступления и траты уже не получается предсказывать эффективно.
В подобных кейсах бюджетирование не только позволяет «разложить по полочкам» текущие активы, но и точно прогнозировать их появление в грядущие периоды.
Кроме того, выверенная система бюджетирования позволяет менеджменту:
-
Оценить текущее положение дел в каждом отделе и развитие бизнеса в общем;
-
Умело управлять как отдельными бизнесами, так и коллаборацией различных предприятий;
-
Создать прозрачные маркеры для оценки работы менеджеров;
-
Оценить достижимость задач и найти способы их реализации;
-
Увеличить эффективность использования ограниченных активов;
-
Согласовать работу структурных подразделений;
-
Увеличить мотивацию сотрудников для реализации поставленных задач;
-
Взвесить ожидаемые и реальные итоги деятельности по окончании отчетного периода.
Среди отрицательных сторон можно отметить, что бюджетирование является трудоемким процессом и может быть в полной мере осознано отнюдь не каждым менеджером. Периодически «всплывают» проблемы с реализацией намеченных планов и передачей данных от руководства к исполнительному персоналу, что способно привести к демотивации работников.
Подобные сбои часто случаются в связи с недостаточным пониманием смысла бюджетирования, его полезности и основных принципов выстраивания системы бюджетов.
Тем не менее, без поддержки персонала на местах приглашенные специалисты бессильны в построении эффективной бюджетной системы. Поэтому вне зависимости от того, реализуется ли бюджетирование с привлечением аутсорсинга или собственными силами, финансовое планирование будет иметь успех лишь при участии прошедшей обучение квалифицированной команды.
Главное о бюджетировании
Бюджетирование – это комплексный процесс формирования, исполнения, контроля и анализа выполнения бюджетов компании.
Бюджет – финансовый план, воспроизведенный в денежных или натуральных показателях, зачастую составляемый на календарный год с поквартальной и помесячной конкретизацией.
Основная цель бюджетирования заключается в повышении эффективности деятельности предприятия. Качественно разработанные бюджеты способствуют разумному управлению деньгами.
Бюджеты подразделяются на операционные и финансовые. Операционные отображают виды поступлений и издержек и перемещение денег по каждому из направлений бизнеса. Финансовые бюджеты демонстрируют результирующие финансовые показатели организации целиком.
При формировании бюджета необходимо убедиться в его соответствии с общей стратегией и способности помогать в реализации долгосрочных задач компании.
Существенно, чтобы параметры бюджета оставались приближенными к реальности и достижимыми. Завышенные показатели уменьшают рвение к работе членов команды, тогда как заниженные могут отрицательно сказаться на процветании компании.