Управление знаниями в РОСАТОМ
Какие проблемы заставили атомного гиганта внедрить knowledge management?Как все начиналось
Внедрение системы управление знаниями в корпорации началось еще в 2011 году.
Оно началось с обозначения проблем:
-
Первое, с чем пришлось столкнуться атомному гиганту: нехватка информации о знаниях в институтах «Росатома».
Это приводило к дублированию работ. Разные институты начинали исследования на аналогичные темы или повторяли то, что уже было когда-то сделано. Но это еще не все. Случалось, институты пытались продавать разным заказчикам одну и ту же работу несколько раз. А мировой рынок, как известно, таких хитростей не прощает.
-
Следующая проблема — разрыв в преемственности поколений.
Например, возник дефицит квалифицированных сварщиков, которые могли бы варить ответственные конструкции для ядерных реакторов. Хороший сварщик 10 лет должен под взглядом опытного наставника работать, пока рука не набьется. А наставники уходят на пенсию один за другим, не оставляя своих знаний.
-
Значительная проблема — уже на тот момент устаревшие бумажные носители информации, к которым есть доступ не у всех сотрудников или доступа уже нет совсем.
Важно было обеспечить сотрудникам быстрый и удобный доступ к разработанным внутри организации и полученным из внешних источников документам, а также к архивным знаниям. Главное, в любых доступных формах и видах: электронные e-mail сообщения, гипертекстовые web-документы, видео- и аудиофайлы.
Этапы внедрения
Внедрение СУЗ в «Росатоме» проходило в несколько этапов:
Проанализировав опыт зарубежных компаний, Росатом провел аудит знаний и выявил слабые места производства. Чтобы решить возникшие вопросы, внутри компании были определены эксперты и объединены в группы. На групповом обсуждении экспертов и первых лиц предприятия было принято решение зафиксировать существующие проблемные вопросы, а также решения по ним в документе и назвать его «концепцией».
Для воплощения «концепции» была разработана программа, которая описывала логику выстраивания управления знаниями. Она включила в себя проекты, календарный план их реализации, требуемые для этого ресурсы и т. п.
Программа и «концепция» были готовы уже к концу 2011 года, то есть разработка документов заняла около полугода.
В процессе доработки «концепция» с тысячи страниц ужалась до тридцати, а впоследствии слилась с программой в один документ. Утверждение программы состоялось в середине 2012 года.
В результате первого периода внедрения управления знаниями в госкорпорации РОСАТОМ получилось:
-
Оцифровать накопленные знания и создать корпоративную электронную научно - техническую библиотеку с единым доступом для всех сотрудников;
-
Настроить управление правами на результаты интеллектуальной деятельности (РИД);
-
Наладить работу с носителями критических знаний — осуществить непрекращающуюся передачу практических знаний следующему поколению.
На этом внедрение системы управления знаниями не завершилось. На сегодняшний день она продолжает расти и развиваться.
Источник: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/9armanbw74/direct/72204549
Книга: «Росатом» делится знаниями. 2012. — 152 с
Новая концепция управления знаниями в компании
Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы