Что такое Agile
Разбираемся, зачем нужна гибкая методология разработки и кому она подойдет.
Требования заказчиков к проекту постоянно растут, а сотрудники не успевают работать, потому что все время заполняют бумаги и отчеты. Справиться с этим поможет Agile. В этой статье выяснили особенности гибкой методологии и методы ее внедрения.
Манифест и принципы Agile
Гибкая методология разработки (Agile) — это не один способ работы, а ряд отдельных методов эффективной организации процессов в проекте, они предлагают разные инструменты по расстановке приоритетов, управлению временем и оценке результатов труда. К ним относится, например, Канбан и SCRUM.
У методов Agile общие ценности, их сформулировали и записали в манифесте 17 разработчиков. Они практиковали разные способы управления проектами и объединили опыт для облегчения работы других команд.
Принципы, на которых основан манифест:
-
Главный приоритет — удовлетворить потребности заказчика.
-
Изменяйте требования к продукту на любых стадиях проекта ради преимуществ перед конкурентами.
-
Выпускайте продукт, который работает с наиболее возможной скоростью.
-
Команда проекта должна постоянно общаться с заказчиком в течение проекта.
-
Проект делают профессионалы с высокой мотивацией — создайте условия для работы, поддерживайте сотрудников и доверяйте им.
-
Самый эффективный способ получить и распространить информацию — это живое общение.
-
Работающий продукт — это главный показатель прогресса в работе над проектом.
-
Сотрудники, инвесторы и клиенты должны постоянно работать в одном ритме.
-
Работайте над качеством продукта и улучшайте техническую сторону — это повысит гибкость проекта.
-
Сокращайте необязательную работу.
-
Лучшие решения принимают и реализуют самоорганизованные команды.
-
Регулярно улучшайте эффективность работы.
Сферы применения методологии
Манифест Agile создан разработчиками программного обеспечения для таких же разработчиков, поэтому больше всего эти принципы используют в ИТ, но гибкая методология подходит и для других направлений. По данным исследования ScrumTrek в России в 2022 году методы Agile используют в следующих сферах.
-
Информационные технологии
-
Финансы
-
Торговля
-
Телекоммуникация
-
Энергетика
-
Промышленность
-
Консалтинг
-
Государственные услуги
-
Образование
-
Транспорт и логистика
Новая концепция управления знаниями в компании
Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

Плюсы и минусы Agile
У каждого подхода есть сильные и слабые стороны, которые проявляются на практике.
Преимущества, из-за которых методы гибкой разработки популярны:
➕ Растет скорость: продукты быстрее поступают на рынок, а заказчики раньше окупают инвестиции.
➕ Процессы прозрачны: методика поощряет общение команды, заказчиков и потребителей, поэтому заказчик будет понимать на каком этапе сейчас проект.
➕ Продукт актуальный: Agile позволяет менять приоритеты в работе над проектом в ответ на обстоятельства или спрос потребителей.
➕ Производительность растет: живое общение, минимум документации и удобные инструменты контроля продуктивности помогают команде сосредоточиться на результате труда, а не на бюрократии и отчетах.
Недостатки, на которые нужно обратить внимание перед внедрением:
➖ Agile поощряет изменения даже на поздних этапах — это помогает сделать актуальный и нужный продукт, но усложняет прогнозирование сроков проекта, особенно в начале работы.
➖ Ежедневные встречи внутри команды и с заказчиками помогут удовлетворить потребности клиентов, но отнимут время — соблюдайте баланс между количеством совещаний и работой.
➖ Гибкая методология основана на обратной связи и доверии к сотрудникам, так что для успеха сотрудники и клиенты должны быть мотивированы создать лучший продукт.
➖ Ведение документации отнимает время, но без документов новые сотрудники не поймут как работает продукт и что нужно делать, им придется задавать вопросы и отвлекать коллег. Не отказывайтесь от ведения документов полностью.
➖ Agile рекомендует командам прислушиваться к изменчивым потребностям людей, но обратная связь бывает противоречивой и не все изменения пойдут продукту на пользу. Руководитель проекта должен правильно оценивать текущую ситуацию: что внедрить, а от чего отказаться — этот навык развивается с опытом путем проб и ошибок.
Отличия от других методологий
Гибкая методология разработки пришла на смену каскадной модели и формальным методам.
Каскадная или водопадная модель, которую называют waterfall, представляет процесс работы над проектом как поток, в котором последовательно меняются фазы. К следующему этапу можно перейти только когда закончится предыдущий и вернуться к прошлым фазам уже нельзя.
В формальных методах сначала пишут требования к продукту — спецификацию, потом создают продукт и проверяют, соответствует ли он требованиям — это верификация. Спецификация и верификация помогают создавать надежные высокоточные продукты, но требуют профессионализма и огромных затрат ресурсов, в том числе и времени.
Каждый из этих методов подходит для разных задач, вот сравнительная таблица, которая поможет определиться, что будет эффективно в вашем случае.
Agile | Waterfall | Формальные методы |
Продукт адаптируется к меняющейся реальности | Продукт соответствует заранее продуманному плану | Продукт соответствует документации |
Строить прогнозы сложно, особенно на длинной дистанции | Точные прогнозы, основанные на детальном анализе и планировании | Точные прогнозы на основе математических моделей |
Требования к продукту часто меняются по ходу работы над проектом | Требования к продукту не меняются | Жесткие неизменные требования |
Если что-то можно решить в форме разговора — оформлять документы не нужно | Документы — неотъемлемая часть работы | Все строго документируется, большой упор на написание спецификации |
Используют, когда риски невелики | Используют, когда риски большие | Используют, когда любая мелкая ошибка будет критической |
Для проекта нужны сотрудники с высокой квалификацией | Справятся сотрудники со средней и низкой квалификацией | Необходима высокая квалификация |
Используют там, где нужно быстро реагировать на изменения | Используют там, где нужен порядок и дисциплина | Используют там, где необходимо исключительное качество |
Особенности применения Agile
Хоть гибкая методология объединяет разные методики со своими особенностями, в целом в Agile уже приняты конкретные способы эффективной работы. В этом разделе рассмотрим основные термины и отличительные черты Agile.
Распределение ролей
В гибкой методологии очень важна опытная мотивированная команда, которая будет поддерживать дисциплину и улучшать продукт по своей инициативе. Вот из кого состоит команда Agile.
Product Owner (PO) — это владелец продукта, он может не разбираться в технической части, но владелец имеет представление о том, какие проблемы решит продукт, зачем и для кого его делает команда.
Scrum Master (SM) — скрам мастер это менеджер, который обучает команду гибким методам и следит за тем, чтобы команда правильно использовала их в работе. Он организует эффективное решение задач и управляет процессами, чтобы все работало как часы: выясняет, что мешает слаженно работать и почему планы не выполняются; достаточно ли обратной связи; правильно ли распределена нагрузка, также выбирает инструменты решения возникающих проблем.
SM и PO могут быть одним человеком или разными людьми в зависимости от масштабов проекта.
Команда — это те, кто выполняет техническую часть работы: маркетологи, программисты.
Заинтересованные лица — это те, кто будет пользоваться продуктом, потребители: заказчики в B2B или клиенты в B2C.
Иерархическая система
В иерархической структуре между владельцем продукта и исполнителями есть несколько уровней руководства, а сотрудники не делятся мнениями о продукте и не вносят предложения — они исполняют поставленные задачи. Это не гибкий подход: мотивация сотрудников низкая, решения перед принятием проходят через долгое согласование, внести изменения в проект сложно.
В подходе Agile важную роль играет общение всех участников процесса, высокая скорость внесения изменений в проект, профессионализм, мотивация и самоорганизованность команды, поэтому ей больше подходит горизонтальная организационная структура.
В такой системе между владельцем и командой нет нескольких уровней управления, а ответственность распределена между сотрудниками, которые участвуют в процессе: проявляют инициативу и высказывают мнения. В результате команда мотивирована и вовлечена в работу, взаимодействие и принятие решений происходит быстрее.
Пропускная способность процесса
Чтобы разобраться в пропускной способности, нужно понять, что такое пользовательские истории и стори поинты.
Пользовательские истории — это пожелания или требования заинтересованных лиц. Например, в приложении бронирования авиабилетов нужен поиск по рейсам — это одна история.
Story points (SP) — стори поинты, это относительная мера, в которой оценивают сложность и объем истории. Команда совместно выбирает самую простую задачу и присваивает ей 1 SP, а затем оценивает по ней остальные истории. Например, подписать договор с заказчиком это 1 SP, тогда составить интересное коммерческое предложение — это 2 SP: то есть на это нужно в два раза больше усилий, чем на заключение договора.
Пропускная способность — это производительность: сколько SP может реализовать команда за установленный отрезок времени. Если она остается стабильной или растет, — это хорошо, но если она падает, значит, возникли какие-то сложности и их надо устранить.
Установка приоритета запланированных задач
Бэклог — это список задач, которые расставлены по приоритету.
Очистка бэклога — это работа, когда PO решает, какие задачи брать в работу, а от чего отказаться, затем расставляет приоритеты.
Запросов от заинтересованных лиц обычно больше пропускной способности, если соглашаться выполнить все, то команда будет перегружена, потеряет мотивацию и продуктивность. Чтобы этого избежать, PO управляет бэклогом: определяет ценность и объем историй — что нужно сделать обязательно, а что просто интересное дополнение.
График выполнения задач
Итерация — этот термин чаще применяют в ИТ, но он подходит для любых проектов. Проект разбивают на одинаковые по времени этапы, в результате которых в продукт вносят изменения.
Спринт — это другое название итерации, временной отрезок, за который команда делает определенное количество SP. Обычно он длится от одной до четырех недель. Разделение на спринты помогает контролировать производительность: так удобнее вносить изменения, чем при монолитном процессе работы над проектом.
Диаграмма сгорания задач Burndown — это график для оценки продуктивности. На нем указано:
✅ Количество SP в спринте;
✅ Продолжительность спринта;
✅ Идеальный график, если бы каждый день команда выполняла одинаковое количество работы;
✅ Фактический объем SP, который осталось выполнить до конца спринта — его ежедневно отмечает команда.
Подробнее о том, какие выводы можно сделать из такого графика, мы рассказывали в этой статье. А сам график выглядит так:
Алгоритм внедрения Agile
8 шагов, чтобы начать работать по Agile:
- Поставьте цель. Для чего внедрять Agile, какие задачи бизнеса решит использование гибкой методологии, к каким результатам вы стремитесь.
- Поймите, подходит ли компании гибкая методология. Для этого нужно ответить на такие вопросы: можно ли разделить проект на спринты, безопасно ли сокращать количество уровней руководства, смогут ли заинтересованные лица регулярно давать обратную связь и можно ли пожертвовать точными сроками ради изменений на любом этапе?
- Готова ли команда к Agile. Гибкая методология применяется в командах мотивированных профессионалов до 10 человек, если команда больше, сотрудники пассивны или сопротивляются изменениям — сначала решите эти вопросы. Если ценности работников не совпадают с подходом Agile, то команда будет использовать метод «для галочки», и эту ситуацию не исправит постоянный контроль. В этих случаях применяйте другие подходы.
- Выберите методы и инструменты Agile. В гибкой методологии есть разные подходы — выбирайте то, что решает ваши задачи, адаптируйте под команду и проект.
Например, Scrum — это спринты, роль SM, регулярные встречи и диаграммы сгорания задач. А канбан — это работа с задачами и метриками, которые помогают оценить производительность и понять, какой этап работы тормозит выполнение проекта. - Пересмотрите бизнес-процессы, обязанности и полномочия сотрудников. Если внедрить инструменты, но не вникнуть в принципы Agile, то эффективность не вырастет. Например, менеджера проекта переименовали в PO, но он по-прежнему согласовывает каждое решение с руководителем и должен выполнить проект к конкретному сроку. В этом случае PO не может расставить приоритеты задач, увеличить скорость и подстроиться под ожидания заказчиков.
- Обучите сотрудников гибкой методологии. Самое главное — это не показать, где заполнять графики и таблички, и даже не донести ценности и принципы Agile, а зарядить людей на изменения: объяснить, почему важно придерживаться технологии и какую пользу это принесет каждому сотруднику. В стартапе, с этим справится руководитель, но в больших компаниях нужны коучи, консультанты и тренеры.
- Проведите пробный проект с методами Agile. Когда вы поставили цели, выбрали инструменты, пересмотрели полномочия и обучили сотрудников — не спешите менять всю компанию. Выберите один проект и проверьте гибкие методы на нем.
- Измерьте результат и внесите корректировки. Сравните цели и задачи с тем, что получилось в результате пробного проекта: какие инструменты сработали, где были препятствия и как их устранили.
Оценка результативности
Последний этап внедрения Agile — это измерение результатов и сравнение их с поставленными задачами. Такие выгоды получили компании от гибкой методологии по результатам исследования ScrumTrek в России в 2022 году:
✔️ Улучшилось управление изменениями приоритетов.
✔️ Увеличилась прозрачность процессов в проектах.
✔️ Легче управлять распределенными командами, в том числе удаленными.
✔️ Повысилась мотивация команды.
✔️ Ускорился выход продуктов на рынок.
Бизнес и ИТ-отдел компании стали работать согласованно.
При этом, чем глубже в компанию внедрены принципы Agile, тем больше респондентов отмечают положительный эффект: на этапе пробного проекта только 49% компаний лучше управляет распределенными командами, а когда Agile активно применяют во всей организации — уже 83%.
Расширяйте практику Agile в компании, меняйте инструменты под себя и анализируйте результаты — при правильном подходе сотрудники станут быстрее и эффективнее, а атмосфера в коллективе приятнее.