Что такое Agile

Разбираемся, зачем нужна гибкая методология разработки и кому она подойдет.
clock 6 минут

Требования заказчиков к проекту постоянно растут, а сотрудники не успевают работать, потому что все время заполняют бумаги и отчеты. Справиться с этим поможет Agile. В этой статье выяснили особенности гибкой методологии и методы ее внедрения.

Манифест и принципы Agile

Гибкая методология разработки (Agile) это не один способ работы, а ряд отдельных методов эффективной организации процессов в проекте, они предлагают разные инструменты по расстановке приоритетов, управлению временем и оценке результатов труда. К ним относится, например, Канбан и SCRUM.

У методов Agile общие ценности, их сформулировали и записали в манифесте 17 разработчиков. Они практиковали разные способы управления проектами и объединили опыт для облегчения работы других команд.

Принципы, на которых основан манифест:

  • Главный приоритет — удовлетворить потребности заказчика.

  • Изменяйте требования к продукту на любых стадиях проекта ради преимуществ перед конкурентами.

  • Выпускайте продукт, который работает с наиболее возможной скоростью.

  • Команда проекта должна постоянно общаться с заказчиком в течение проекта.

  • Проект делают профессионалы с высокой мотивацией — создайте условия для работы, поддерживайте сотрудников и доверяйте им.

  • Самый эффективный способ получить и распространить информацию — это живое общение.

  • Работающий продукт — это главный показатель прогресса в работе над проектом.

  • Сотрудники, инвесторы и клиенты должны постоянно работать в одном ритме.

  • Работайте над качеством продукта и улучшайте техническую сторону — это повысит гибкость проекта.

  • Сокращайте необязательную работу.

  • Лучшие решения принимают и реализуют самоорганизованные команды.

  • Регулярно улучшайте эффективность работы.

Сферы применения методологии

Манифест Agile создан разработчиками программного обеспечения для таких же разработчиков, поэтому больше всего эти принципы используют в ИТ, но гибкая методология подходит и для других направлений. По данным исследования ScrumTrek в России в 2022 году методы Agile используют в следующих сферах.

  • Информационные технологии

  • Финансы

  • Торговля

  • Телекоммуникация

  • Энергетика

  • Промышленность

  • Консалтинг

  • Государственные услуги

  • Образование

  • Транспорт и логистика

Новая концепция управления знаниями в компании

Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

Плюсы и минусы Agile

У каждого подхода есть сильные и слабые стороны, которые проявляются на практике. 

Преимущества, из-за которых методы гибкой разработки популярны:

➕ Растет скорость: продукты быстрее поступают на рынок, а заказчики раньше окупают инвестиции.

➕ Процессы прозрачны: методика поощряет общение команды, заказчиков и потребителей, поэтому заказчик будет понимать на каком этапе сейчас проект.

➕ Продукт актуальный: Agile позволяет менять приоритеты в работе над проектом в ответ на обстоятельства или спрос потребителей.

➕ Производительность растет: живое общение, минимум документации и удобные инструменты контроля продуктивности помогают команде сосредоточиться на результате труда, а не на бюрократии и отчетах.

Недостатки, на которые нужно обратить внимание перед внедрением:

➖ Agile поощряет изменения даже на поздних этапах — это помогает сделать актуальный и нужный продукт, но усложняет прогнозирование сроков проекта, особенно в начале работы.

➖ Ежедневные встречи внутри команды и с заказчиками помогут удовлетворить потребности клиентов, но отнимут время — соблюдайте баланс между количеством совещаний и работой.

➖ Гибкая методология основана на обратной связи и доверии к сотрудникам, так что для успеха сотрудники и клиенты должны быть мотивированы создать лучший продукт.

➖ Ведение документации отнимает время, но без документов новые сотрудники не поймут как работает продукт и что нужно делать, им придется задавать вопросы и отвлекать коллег. Не отказывайтесь от ведения документов полностью.

➖ Agile рекомендует командам прислушиваться к изменчивым потребностям людей, но обратная связь бывает противоречивой и не все изменения пойдут продукту на пользу. Руководитель проекта должен правильно оценивать текущую ситуацию: что внедрить, а от чего отказаться — этот навык развивается с опытом путем проб и ошибок.

Гибкая методология разработки пришла на смену каскадной модели и формальным методам.

Каскадная или водопадная модель, которую называют waterfall, представляет процесс работы над проектом как поток, в котором последовательно меняются фазы. К следующему этапу можно перейти только когда закончится предыдущий и вернуться к прошлым фазам уже нельзя.

В формальных методах сначала пишут требования к продукту — спецификацию, потом создают продукт и проверяют, соответствует ли он требованиям — это верификация. Спецификация и верификация помогают создавать надежные высокоточные продукты, но требуют профессионализма и огромных затрат ресурсов, в том числе и времени.

Каждый из этих методов подходит для разных задач, вот сравнительная таблица, которая поможет определиться, что будет эффективно в вашем случае.

Agile Waterfall Формальные методы
Продукт адаптируется к меняющейся реальности Продукт соответствует заранее продуманному плану Продукт соответствует документации
Строить прогнозы сложно, особенно на длинной дистанции Точные прогнозы, основанные на детальном анализе и планировании Точные прогнозы на основе математических моделей
Требования к продукту часто меняются по ходу работы над проектом Требования к продукту не меняются Жесткие неизменные требования
Если что-то можно решить в форме разговора — оформлять документы не нужно Документы — неотъемлемая часть работы Все строго документируется, большой упор на написание спецификации
Используют, когда риски невелики Используют, когда риски большие Используют, когда любая мелкая ошибка будет критической
Для проекта нужны сотрудники с высокой квалификацией Справятся сотрудники со средней и низкой квалификацией Необходима высокая квалификация
Используют там, где нужно быстро  реагировать на изменения Используют там, где нужен порядок и дисциплина Используют там, где необходимо исключительное качество

Особенности применения Agile

Хоть гибкая методология объединяет разные методики со своими особенностями, в целом в Agile уже приняты конкретные способы эффективной работы. В этом разделе рассмотрим основные термины и отличительные черты Agile.

Распределение ролей

В гибкой методологии очень важна опытная мотивированная команда, которая будет поддерживать дисциплину и улучшать продукт по своей инициативе. Вот из кого состоит команда Agile.

Product Owner (PO) — это владелец продукта, он может не разбираться в технической части, но владелец имеет представление о том, какие проблемы решит продукт, зачем и для кого его делает команда. 

Scrum Master (SM) — скрам мастер это менеджер, который обучает команду гибким методам и следит за тем, чтобы команда правильно использовала их в работе. Он организует эффективное решение задач и управляет процессами, чтобы все работало как часы: выясняет, что мешает слаженно работать и почему планы не выполняются; достаточно ли обратной связи; правильно ли распределена нагрузка,  также выбирает инструменты решения возникающих проблем.  

SM и PO могут быть одним человеком или разными людьми в зависимости от масштабов проекта. 

Команда — это те, кто выполняет техническую часть работы: маркетологи, программисты.

Заинтересованные лица — это те, кто будет пользоваться продуктом, потребители: заказчики в B2B или клиенты в B2C.

Иерархическая система

В иерархической структуре между владельцем продукта и исполнителями есть несколько уровней руководства, а сотрудники не делятся мнениями о продукте и не вносят предложения — они исполняют поставленные задачи. Это не гибкий подход: мотивация сотрудников низкая, решения перед принятием проходят через долгое согласование, внести изменения в проект сложно.

В подходе Agile важную роль играет общение всех участников процесса, высокая скорость внесения изменений в проект, профессионализм, мотивация и самоорганизованность команды, поэтому ей больше подходит горизонтальная организационная структура. 

В такой системе между владельцем и командой нет нескольких уровней управления, а ответственность распределена между сотрудниками, которые участвуют в процессе: проявляют инициативу и высказывают мнения. В результате команда мотивирована и вовлечена в работу, взаимодействие и принятие решений происходит быстрее.

Пропускная способность процесса

Чтобы разобраться в пропускной способности, нужно понять, что такое пользовательские истории и стори поинты.

Пользовательские истории — это пожелания или требования заинтересованных лиц. Например, в приложении бронирования авиабилетов нужен поиск по рейсам — это одна история. 

Story points (SP) — стори поинты, это относительная мера, в которой оценивают сложность и объем истории. Команда совместно выбирает самую простую задачу и присваивает ей 1 SP, а затем оценивает по ней остальные истории. Например, подписать договор с заказчиком это 1 SP, тогда составить интересное коммерческое предложение — это 2 SP: то есть на это нужно в два раза больше усилий, чем на заключение договора.

Пропускная способность — это производительность: сколько SP может реализовать команда за установленный отрезок времени. Если она остается стабильной или растет, — это хорошо, но если она падает, значит, возникли какие-то сложности и их надо устранить.

Установка приоритета запланированных задач

Бэклог — это список задач, которые расставлены по приоритету.

Очистка бэклога — это работа, когда PO решает, какие задачи брать в работу, а от чего отказаться, затем расставляет приоритеты. 

Запросов от заинтересованных лиц обычно больше пропускной способности, если соглашаться выполнить все, то команда будет перегружена, потеряет мотивацию и продуктивность. Чтобы этого избежать, PO управляет бэклогом: определяет ценность и объем историй — что нужно сделать обязательно, а что просто интересное дополнение. 

График выполнения задач

Итерация — этот термин чаще применяют в ИТ, но он подходит для любых проектов. Проект разбивают на одинаковые по времени этапы, в результате которых в продукт вносят изменения. 

Спринт — это другое название итерации, временной отрезок, за который команда делает определенное количество SP. Обычно он длится от одной до четырех недель. Разделение на спринты помогает контролировать производительность: так удобнее вносить изменения, чем при монолитном процессе работы над проектом.

Диаграмма сгорания задач Burndown — это график для оценки продуктивности. На нем указано:

✅ Количество SP в спринте;

✅ Продолжительность спринта;

✅ Идеальный график, если бы каждый день команда выполняла одинаковое количество работы;

✅ Фактический объем SP, который осталось выполнить до конца спринта — его ежедневно отмечает команда. 

Подробнее о том, какие выводы можно сделать из такого графика, мы рассказывали в этой статье. А сам график выглядит так: 

Алгоритм внедрения Agile

8 шагов, чтобы начать работать по Agile:

Оценка результативности

Последний этап внедрения Agile — это измерение результатов и сравнение их с поставленными задачами. Такие выгоды получили компании от гибкой методологии по результатам исследования ScrumTrek в России в 2022 году:

✔️ Улучшилось  управление изменениями приоритетов.

✔️ Увеличилась прозрачность процессов в проектах.

✔️ Легче управлять распределенными командами, в том числе удаленными.

✔️ Повысилась мотивация команды.

✔️ Ускорился выход продуктов на рынок.

Бизнес и ИТ-отдел компании стали работать согласованно.

При этом, чем глубже в компанию внедрены принципы Agile, тем больше респондентов отмечают положительный эффект: на этапе пробного проекта только 49% компаний лучше управляет распределенными командами, а когда Agile активно применяют во всей организации — уже 83%.

Расширяйте практику Agile в компании, меняйте инструменты под себя и анализируйте результаты — при правильном подходе сотрудники станут быстрее и эффективнее, а атмосфера в коллективе приятнее.

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.