Долго ли тикать часикам российского часпрома?
Не всегда цифровизация в силах изменить технологические процессы. Есть области, где передача знаний и опыта остановилась. Яркий пример - российская часовая промышленность.Россия до сих пор считается часовой державой. Коллекционеры по всему миру собирают архивные модели, а зарубежные часовые производства изучают опыт российских коллег. Но есть одно но — все держится на советском наследии. И отсюда вопрос, возможно даже риторический: как сохранить такие профессии, где опыт и навыки передаются традиционным образом — от мастера к подмастерью? К примеру, в производстве механических наручных часов.
Всем привет! Меня зовут Лера, я работаю в TEAMLY. В компании мы создаем платформу для управления корпоративными знаниями, которая призвана автоматизировать этот процесс. В этом процессе нет предела совершенству: от внедрения ИИ до цифровых двойников. Но есть такие области, где технологии не в силах решить задачу передачи знаний. Я люблю часы, особенно, раритетную механику. Поэтому предлагаю порассуждать, есть ли жизнь у часовой промышленности после смартфонов и умных гаджетов.
Уровни передачи знаний в часовом производстве
Не претендую на чистую правду, но этот процесс мне видится так:
1. Конструктор часовых механизмов
Тут, наверное, нужно создавать какое-то ноу-хау в мире механических часов, как когда-то это было с механизмом Слава 2427. Хотя, возможно, тут уже все придумано и эта ниша умерла окончательно.
2. Мануфактурная сборка механизма
Такая сборка предполагает, что главные детали механизма (платина, мосты, узел спуска, пружина баланса и т.д.) сконструированы, изготовлены, обработаны и собраны на одном производстве. Конечно, за разные циклы производства отвечают разные люди: одни работают на токарных станках, вторые изготавливают пружины, третьи наносят рисунок на циферблаты и т.д. Но на заводе почти все сотрудники знают устройство выпускаемых калибров. Всему этому мастеров обучают в стенах производства.
3. Мастера, работающие с усложнениями механизмов
Яркий пример: Константин Чайкин и его одноименный бренд. Работает Константин с готовыми механизмами, придумывая и дорабатывая их разными затейливыми усложнениями. Лично мне часы этого ателье не нравятся — уж больно аляпистые и нефункциональные. Все же дизайн должен быть рациональным: наручные часы я использую по прямому назначению.
Но надо отдать мастеру должное: Чайкин привлекает внимание к отрасли, производит сложный и интересный для многих продукт, обучает и развивает мастеров. А значит, продлевает жизнь часовому производству, пусть и штучному.
4. Мастера по обслуживанию часовых механизмов
Здесь проще всего получить знания от опытного мастера или пройти обучающие курсы — таких, к слову, немало. Многие мастера обучаются сами, когда коллекционирование захватывает по полной. Нашел на барахолке редкую модель, хочется подлатать механизм — начинаешь изучать, пробовать.
Но едва ли вы найдете онлайн-курсы на популярных платформах по проектированию часового механизма. В колледжах и вузах обучают, скорее, обслуживанию механизмов, чем инженерии.
Получается, что глубоко погрузиться в профессию можно, по сути, только на производстве. Например, на заводе «Ракета» обучают начинающих мастеров, но пока только при поступлении на работу. А текучка, как говорят на заводе, минимальная. Как и наличие свободных вакансий. Следовательно, процент обученных мастеров снижается вместе с интересом к профессии и общим упадком отрасли. Печально.
Если без оговорок и нюансов, сейчас два завода изготавливают собственные калибры механических часов: «Ракета» и «Восток». Это заводы полного цикла, они сами создают дизайны, производят детали и собирают готовую продукцию. Вестимо, механизмы эти, да и многие дизайны, были разработаны еще в СССР и с тех пор претерпели лишь незначительные изменения.
Мануфактура «Ракета» (Петродворцовый часовой завод)
Экскурсия по «Ракете» — это отличный повод посетить Петергоф, если другие местные достопримечательности вас не сильно прельщают.
Здесь можно увидеть практически полный цикл производства часов. Многие детали механизма до сих изготавливают на советских станках. От бывшего гигантского Петродворцового часового завода нынешней «Ракете» осталась небольшая часть здания. Здесь и производственные цеха, и музей, и фирменный магазин. Сейчас на мануфактуре переосмысливают популярные в СССР модели: Коперник, Большой ноль (к слову, модель для людей с ослабленным зрением), Полярные и некоторые другие.
Когда-то часы этой марки были на руке почти у каждого соотечественника. Красивые и очень бюджетные. Сегодня «Ракета» ориентируется на небольшие коллекции и лимитки. Популярный калибр 2615 усложнили ротором для автоподзавода, уделили внимание декору и закрыли прозрачной крышкой. Ценовая политика тоже изменилась: едва ли эти часы сможет себе позволить каждый. Да и нацелено производство в основном на иностранцев.
Отрадно, что завод пережил все перипетии истории и остался на плаву, но мне больше по душе дизайны времен СССР. Мой фаворит - модель «Атом» в корпусе из белого металла.
Ракета Атом
-
Механизм Балтика
-
21 камень
Модель вышла в 1970-х годов, а в 2010-х несколько раз переиздавалась в разных цветах и чуть измененном дизайне. Понятное дело, оригинал выглядит лучше всего. Найти эти часы в идеальном состоянии сложно. Их бич — эрозия на циферблате. Но даже с ней часы выглядят шикарно.
Чистопольский часовой завод «Восток»
Переехавший во время Второй мировой войны в Чистополь Второй Московский часовой завод вскоре сменил название по месту новой локации. Популярнее всего были марки «Восток» , «Командирские» и «Амфибия» . Они отличались повышенной прочностью, водонепроницаемостью и работали даже в экстремальных условиях.
Сейчас Чистопольский часовой завод «Восток» продолжает выпускать механизмы собственного производства и часы в сборке. Отзывы о часах разные: от восторженных до сдержанных. Но главное, что часы мануфактурной сборки ЧЧЗ доступные, а еще механические, с автоподзаводом и водонепроницаемые. Их ахиллесова пята — органическое стекло, которое, впрочем, легко шлифуется и меняется.
Как по мне, искать модель времен СССР можно, но это довольно бессмысленное занятие, если вы, как и я, просто любитель. Многие модели завод перевыпускает. Мне по душе модель «Амфибия Припять».
Амфибия Припять
-
Механизм Восток 2415.01
-
Автоподзавод
-
31 камень
-
Водонепроницаемость 20АТМ
Красивая и в тоже время жуткая, если знать историю, модель. Дизайн циферблата повторяет циферблат настенных часов, которые остановились в припятском бассейне «Лазурный» в 01:23, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС в 1986-м году. Завод посвятил эту модель ликвидаторам последствий аварии. Часам не страшны суровые условия эксплуатации: такие можно надеть и забыть про них.
К слову, «Восток» очень популярны за рубежом как раз за соотношение цена/качество. Их активно обсуждают любители и коллекционеры на иностранных форумах.
Второй московский часовой завод «Слава»
«Слава» — еще одна марка часов, дико популярная в советское время. Эти часы массово производились на Втором московском часовом заводе. Большая доля производилась на экспорт. А для разработки точных и надежных механизмов на заводе собирали специальные группы экспертов. Так появился механизм Слава 2427.
Тогда, в начале 70-х, этот калибр стал прорывом инженерной мысли: механика с двумя заводными барабанами и двойным календарем. Очень функциональное решение.
Сейчас завод не производит механизмы, а устанавливает их из собственных запасов в коллекционные модели. Одна из таких - дайверы «Афалина».
Слава Афалина
-
Механизм Слава 2427
-
Автоподзавод
-
Два заводных барабана
-
Двойной календарь
-
Водонепроницаемость 20 АТМ
-
Ограниченный тираж 500 экземпляров
Часы, и правда получились, красивыми и со своей историей. Модель выпущена в партнерстве с научно-экологическим центром спасения черноморских дельфинов «Дельфа», который базируется в Сочи. Цена, в целом, вполне адекватная для лимитированного тиража. Тем более, что часть денег с каждой проданной модели идет на спасение дельфинов.
Вывод
Даже небольшой обзор 3-х рандомных моделей показал, что развитие в часовом мастерстве ой как затормозилось. Новые механизмы никто не производит. Даже крафтовые мануфактуры, вроде Константина Чайкина, работают над усложнениями базовых калибров.
Казалось бы, с освобождением рынка от многих брендов, которые ушли из‑за санкций, для российского часпрома открылось внушительных размеров окно. Ан нет. На изготовление новых механизмов нет запроса, то ли из‑за нехватки экспертов‑инженеров, то ли из‑за ненадобности заново изобретать велосипед. А на налаживание настолько массового производства доступных часов нет мощностей и, опять же, кадров. Это можно понять, потому что сегодня мануфактурные наручные часы — блажь, элемент стиля, статуса, но только не предмет необходимости.
Возможно, именно так со временем и исчезают когда‑то очень престижные профессии. Тут и зарыта собака обмена экспертным опытом и неявными знаниями между мастером и подмастерьем, главным инженером и рабочей группой.
Новая концепция управления знаниями в компании
Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы