Почему эмпатия ключевой скилл в работе менеджера
Владельцы бизнесов ищут менеджеров, способных зарядить сотрудников энтузиазмом и вести за собой людей даже в трудные времена. Но что отличает хорошего управленца от плохого? Какими качествами должен обладать человек, чтобы обеспечить прекрасное будущее для компании?
Принято считать, что необходимы:
-
Базовые профессиональные навыки (hard skills). Необходимы для выполнения должностных обязанностей. Это, например: базовое образование, знание языков, водительские права, владение офисными приложениями и так далее.
-
Основные социально-волевые компетенции (soft skills). Не поддается количественному измерению. Это, например: креативность, навыки управления командой, коммуникабельность, способность добиваться лучших результатов и так далее.
Но есть скил, без которого остальные компетенции не помогут стать эффективным менеджером – это эмпатия, то есть способность понять чувства другого, встать на его место и разделить его переживания.
Для эмпатии характерны четыре принципа:
-
Взглянуть на ситуацию глазами другого
-
Принять и признать точку зрения собеседника.
-
Отказаться от осуждения.
-
Понять чувства человека и обсудить их с ним.
Давайте разберем, зачем развивать способность к сопереживанию и как это поможет в работе с сотрудниками?
Что такое эмпатия в управлении коллективом
Вы, вероятно, хоть раз в жизни думали, как чудесно было бы прочитать мысли коллеги и предвидеть его поступки. И именно развитие способности к эмпатии может помочь обрести этот навык.
Благодаря эмпатии возможно научиться считывать другого, понять, какие эмоции испытывают люди в различных ситуациях и какие мотивы ими движут. А также разобраться, почему порой человек негативно реагирует на похвалу, а от строгого выговора, наоборот, может получить мощный стимул к действию. И это снимет множество проблем.
Так, понимая мысли и чувства сотрудников, можно влиять на них. Не это ли важная составляющая менеджмента? Лидеру эмпатия просто необходима. Она поможет собрать команду, состоящую из талантливых и преданных компании сотрудников.
Рассмотрим, как навык эмпатии может быть полезен в менеджменте:
-
Улучшит взаимодействие в команде. Если члены команды осознают, что их предложения воспринимают всерьёз и не отвергают с порога, они активнее предлагают новые идеи и обсуждают их. Чуткость руководителя, направленная на то, чтобы внимательно выслушать другого, понять и воплотить в жизнь его идею – это ключевой фактор успеха. Доверительные отношения способствуют более эффективному разрешению конфликтов. Эмпатичное общение, основанное на понимании и сопереживании другому является основой для коммуникации и важным навыком, который помогает руководителю и сотрудникам достигать целей компании. и избегать проблем
-
Повысит уровень сотрудничества. Когда все члены команды способны к взаимному пониманию, совместная работа становится более эффективной. Более того, эмпатия способствует установлению взаимоотношений на основе принципа «я в порядке, ты в порядке», что помогает сотрудникам находить оптимальные решения, полагаться на экспертные знания коллег и преодолевать негативные ситуации, избегая больших потерь.
-
Активно развивает творческий подход и оригинальные идеи. Когда менеджер эмпатично проявляет неподдельный интерес к происходящему, команда получает возможность внедрять инновационные идеи, которые ранее не рассматривались. Важно, чтобы менеджер был открыт для различных точек зрения и готов к тому, чтобы выйти за рамки привычного мышления. Это особенно необходимо, если старые методы уже не актуальны, а новые ещё не найдены. Умение сопереживать помогает создать здоровую атмосферу, которая способствует генерации новых идей и готовности к риску.
-
Создает сплоченную команду. Специалисты уверены в своих знаниях и опыте. Они выбирают работодателя, который будет поддерживать их развитие, помогать решать проблемы и разделять идеи. В ответ они сделают все, чтобы помочь компании достичь успеха.
-
Усиливает доверие к мерам, принимаемым руководством. В процессе функционирования каждой команды неизбежны изменения. Например, может возникнуть необходимость в интеграции нового инструмента для управления задачами, что требует временных затрат на внедрение. Однако, если команда лояльна к своему руководителю, то она с большей готовностью примет его решение, и не возникнет необходимости преодолевать сопротивление и возражения со стороны сотрудников.
Как развить эмпатичный подход в управлении
Развивайте навыки слушать и давать ясные и конструктивные ответы при любом удобном случае. Вы заметите, как улучшатся ваши отношения с сотрудниками и снизится число проблем.
Сопереживание не только способствует налаживанию доверительных отношений в коллективе, но и дает возможность глубже проникнуть в суть потребностей и опасений клиентов.
Развить эмпатичный подход в управлении возможно, благодаря нескольким простым действиям:
-
Рассуждайте об эмпатии и способности к сопереживанию. Как бы вы себя ощущали в таких обстоятельствах? Какие действия вы бы хотели видеть от своего начальника, а какие – нет? Основываясь на этих данных, вы можете создать более эффективное рабочее пространство.
-
Научитесь быть внимательным слушателем и станьте примером для сотрудников. Соблюдайте простые правила: будьте внимательны, слушайте и не отвлекайтесь. Эти основополагающие принципы коммуникации способствуют пониманию эмоционального состояния человека. Так вы дадите понять, что уважаете мнение подчинённых, а они, в свою очередь, будут признательны за то, что вы всегда готовы выслушать их.
-
Стимулируйте откровенные беседы и обратную связь. Заводите беседы на разнообразные темы, исследуйте предпочтения и устремления коллектива. Сотрудникам понравится, если они будут не просто ходить на работу, а смогут продуктивно проводить время вместе.
-
Проявляйте эмпатию коллеге, когда это необходимо. Даже если вы сильно заняты, уделите хотя бы несколько минут, чтобы поддержать сотрудника и вникнуть в ситуацию.
-
Оказывайте помощь коллегам-руководителям. Управлять людьми – задача не из лёгких, но она становится проще, если есть поддержка более опытных руководителей.
Некоторые люди от природы склонны к эмпатии, и это даёт им явное преимущество в общении. Если вы не уверены в своих способностях проявлять эмпатию, дайте себе время и потренируйтесь.
Используйте инструменты TEAMLY, чтобы управлять рабочими процессами
Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы
