Как понять, когда сотрудника пора повышать

На управленческую должность сложно нанять извне хорошего руководителя, который бы разбирался в сфере деятельности организации. В таком случае, повышение линейного сотрудника может стать выходом. Чем еще карьерный рост работников полезен для бизнеса, как понять, что человек справится с задачами и подготовить его к новым обязанностям — рассмотрим в этой статье.

На какие личные и профессиональные качества работника обращать внимание

В отличие от найма нового человека, при повышении есть возможность оценить качества специалиста не только с его слов, а на практике. Вспомните, как проявил себя работник в разных ситуациях за последние полгода или год. Ниже перечислены ключевые аспекты, на которые стоит сфокусировать внимание при принятии решения.

Результаты работы на текущей должности — процент выполнения планов и KPI. Чтобы объективно отслеживать этот критерий, нужно четко сформулировать каким должен быть продукт труда каждого сотрудника и как его оценить в конкретных цифрах. Например, сумма подписанных договоров за месяц у отдела продаж.

Профессиональный опыт и знания — специфические умения, которые зависят от сферы работы. Например, владеет ли HR трудовым законодательством, а бухгалтер — налоговым. Если предстоит повышение до руководящей должности, то обратите внимание на управленческие способности: сможет ли сотрудник контролировать работу подчиненных, с которыми до этого общался на равных. 

Гибкие навыки, которые нужны на будущей должности. Для каждой профессии soft skills отличаются, выберите то, что относится к сфере деятельности компании:

  • Способность управлять своим временем, планировать и распределять загрузку, расставлять приоритеты.

  • Работа в команде, умение делегировать задачи подчиненным.

  • Способность принимать решения и нести за них ответственность, особенно в сжатые сроки или в нестандартных ситуациях.

  • Навыки общения: насколько сотрудник умеет находить контакт и улаживать конфликты с коллегами, заказчиками и подрядчиками.

  • Аналитическое, стратегические или творческое мышление в зависимости от предстоящих задач.

Личные качества часто играют решающую роль в принятии решения. Например, сотрудник без навыков самоконтроля может быть хорошим исполнителем у строгого начальника, но руководить другими не сумеет.

Ниже список качеств, на которые стоит обратить внимание:

  • Способность в стрессовых ситуациях продолжать работать и сохранять профессионализм, а не выплескивать негативные эмоции на коллег и клиентов.

  • Умение самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций и предлагать варианты решения руководству.

  • Настойчивость и целеустремленность, когда специалист достигает поставленные задачи, несмотря на сложности.

  • Инициативность и активность ценится на руководящих должностях и при росте компании, но не обязательна для хорошего исполнителя.

  • Честность, бесконфликтность, исполнительность и ответственность — это навыки, которые важны на любой должности.

Желания работника не всегда совпадают с планами работодателя. Одни специалисты не стремятся к карьерному росту и рады занимать одно место долгие годы, а другие хотят получить повышение, но не готовы к большей нагрузке и новым задачам.

Главные выгоды от повышения работников в должности

Если для сотрудников карьерный рост — это возможность реализовать свой потенциал и улучшить доход, то бизнесу это помогает укрепить взаимоотношения с работниками. Вот чем еще полезно повышение.

Это важная часть HR-бренда компании. При выборе места работы амбициозные соискатели отдают предпочтение вакансиям с понятными правилами и сроками повышения. Способствуйте карьерному росту сотрудников, чтобы привлечь в команду активных и мотивированных людей.

Руководитель, взращенный внутри компании, знает особенности работы. Он сталкивался с нетипичными ситуациями на линейной должности и лучше любого нового сотрудника понимает нюансы бизнес-процессов, ценности организации и преимущества продукта или услуги. Это значит, что обучение после назначения на должность пройдет легче и быстрее.

Усиливает мотивацию коллектива. Когда сотрудник растет по карьерной лестнице из-за своей продуктивности, другие работники это видят. Они понимают, что руководство замечает результаты труда и ценит профессионализм. Так у команды компании появляется еще одна причина работать лучше.

Удержание через развитие

Когда у целеустремленных людей нет возможности самореализоваться на текущем месте, они уходят в другие компании — организация теряет опытного сотрудника, тратит время и деньги на поиск и обучение нового работника.

Повышение помогает работникам приблизиться к личным целям и показывает, что руководитель ценит их вклад в работу компании. Признание результатов труда укрепляет преданность сотрудников и мотивирует их проявить свои способности для достижения лучших результатов.

Зачем регулярно обучать сотрудников

Чтобы повышение усилило компанию, оно должно быть частью кадровой политики и закономерным итогом профессионального роста сотрудника. 

Обучение — это часть такого развития персонала. Оно создает в организации запас квалифицированных кадров, из которых можно выбрать кандидатов на повышение. 

Постоянное развитие сотрудников полезно в случае непредвиденных ситуаций. Когда нужно срочно найти замену руководителю быстрее будет повысить квалифицированного сотрудника, чем обучать нового работника с нуля. 

Кроме того, совершенствование навыков повышает эффективность работы даже среди тех, кто в итоге не получит повышение. Так что обучение поможет взрастить не только руководителей, но и профессиональных исполнителей.

Как избежать ошибок, принимая решение повысить сотрудника в должности

Повышение — сложный процесс, к нему нужно подготовиться заранее. Ниже список моментов, на которые стоит обратить внимание.

Не повышайте только за выслугу лет. Большой срок работы в компании показывает преданность сотрудника, это значит, что работник вряд ли уйдет в другое место после обучения на новой должности. Но этого недостаточно, чтобы справиться с большей нагрузкой и новым видом ответственности.

Ставьте в приоритет управленческие навыки сотрудника. Профессиональный исполнитель не обязательно станет сильным руководителем. На новой должности потребуется выполнять задачи, которых не было на прошлом месте, и для этого нужны другие знания и опыт. Оценивайте, насколько работник готов брать на себя ответственность, сможет ли он быстро действовать в непредвиденных ситуациях и контролировать подчиненных, которые раньше были его приятелями.

Решите, кто займет текущую должность сотрудника, после его повышения. Если работник  поднялся по карьерной лестнице, значит он эффективно исполнял свои обязанности. На его место нужно найти человека, который сможет поддерживать уровень профессионализма и показывать высокие результаты труда. Учитывайте время на найм и обучение нового сотрудника.

Составьте подробный регламент должности. Опишите обязанности, методы работы, ожидаемый результат и предстоящие задачи. Напишите документ простым языком, чтобы его понял любой работник. Будьте конкретны: приводите примеры из практики и добавляйте скриншоты программ. 

Сотрудник должен полностью понять регламент еще до того, как получит повышение. Это не только ускорит обучение, но и даст человеку четкое представление о будущей работе, чтобы он смог оценить свои возможности.

Чтобы облегчить знакомство с регламентами, внесите их в базу знаний и откройте  доступ всем сотрудникам. Облегчить процесс онбординга помогут внутренние обучающие курсы. Например, в TEAMLY можно создавать курсы на основе прикладных материалов из базы знаний компании. Курсы можно дополнять тестами и опросами, а также отслеживать прогресс обучения с помощью статистики. Для каждой ситуации можно составить списки на чтение, которые сотрудники увидят в личном кабинете.

Повышение в должности состоялось. Что еще надо сделать руководителю?

После повышения сотрудник оказывается в непростой ситуации. Ему предстоит не только освоить новые навыки и знания, но и начать управлять людьми, с которыми до этого он общался на равных. В такой момент важно поддержать работника. 

  • Помогите сотруднику выстроить дистанцию с коллективом спокойно, но четко. Если подчиненные обращаются к вам с вопросами, за которые теперь отвечает новый руководитель — отправляйте их к нему. Так вы подчеркнете его полномочия и роль в компании.

  • Проводите работу с коллективом: выявляйте тех, кто недоволен назначением и критикует решение повышения, проводите с ними беседы. Негативные разговоры не только давят на нового руководителя, но и портят психологическую атмосферу в компании в целом.

  • Проявите терпение, сотрудник не сразу освоится на новой должности и выстроит отношения в коллективе. Даже с учетом того, что работник уже знаком с компанией и спецификой работы, адаптация занимает от полугода до нескольких лет.

Как адаптировать сотрудника к новой должности

Адаптация после повышения сокращает время на ввод в должность, снижает стресс работника и помогает ему быстрее показать высокие результаты труда. Проинформировать коллектив о том, что их коллега стал их руководителем недостаточно, успешная адаптация проходит в несколько этапов.

  1. Ознакомьте сотрудника с регламентами новой должности: обязанности, задачи, информация о зарплате и премии.

  2. Представьте коллективу сотрудника в роли нового руководителя: расскажите, что он будет делать и по каким вопросам к нему можно обращаться.

  3. Дайте сотруднику возможность проявить себя: рассказать о планах подчиненным, обсудить рабочие обязанности и делегировать задачи.

  4. Назначьте наставника, им может стать тот, кто раньше занимал эту должность или непосредственный руководитель сотрудника.

  5. Дайте возможность работнику выбрать удобную форму получения нового опыта: задавать вопросы, когда сталкивается с новой задачей, присутствовать на совещаниях или наблюдать за работой другого руководителя.

  6. Научите сотрудника управлять персоналом. Для этого подойдут тренинги, семинары или коучи.

  7. Оборудуйте рабочее место всем необходимым, чтобы сотрудник сосредоточился на освоении новых навыков и решении рабочих задач, а не на поиске стула и принтера.

  8. Оцените результаты адаптации: спустя месяц проведите неформальные беседы. Спросите сотрудника о сложностях в общении с подчиненными и методах их преодолений. У подчиненных — легко ли общаться с новым руководителем и выполняют ли они его распоряжения.

 

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.