Корпоративная этика для сотрудников и руководителей

Рассказываем, какой бывает корпоративная этика и какие дает преимущества компании и сотрудникам.
clock 6

Продуктивность работы, общая атмосфера внутри компании, удовлетворенность работой и имидж работодателя сильно коррелируют с тем, какая корпоративная этика принята в компании. Даже если у вас нет особого документа об этом, этика так или иначе формируется. И, конечно, лучше влиять на нее, чтобы исключить проблем в этом деле. 

Что такое корпоративная этика

Этикой называют систему принципов и стандартов, которые регулируют взаимоотношения сотрудников компании между собой, а также с клиентами и подрядчиками. Корпоративная этика целиком произрастает из морально-этических принципов конкретного бизнеса, его миссии и корпоративной культуры. 

Строго говоря, корпоративная этика описывает морально-этические нормы, которые поддерживаются всем персоналом. А также те качества, которые компания хотела бы видеть в своем коллективе. 

Это необходимо, в первую очередь, чтобы создать и поддерживать продуктивную рабочую среду для всей команды. 

Кроме того, этика:

✔️ формирует корпоративную культуру, чувство сопричастности;

✔️поддерживает деловую репутацию всей компании и отдельных сотрудников;

✔️помогает эффективно разрешать конфликты между интересами корпорации и желаниями работников. 

У большинства компаний редко бывает четкая корпоративная этика. Но чем крупнее бизнес — тем чаще встречаются прописанные нормы. 

Один из примеров — сеть кофеен Starbucks. У них даже есть собственная книга про то, как налажена корпоративная культура на основе разработанных постулатов этики. Она — одна из их главных бизнес-методик, которые в совокупности позволили создать кофейную империю, где каждый чувствует себя комфортно — как работники, так и гости. 

Из российских примеров нельзя не вспомнить про Яндекс. Многочисленные открытые мероприятия дают возможность подсмотреть за тем, какие морально-этические нормы “вшиты” в членов команды. Может показаться, что все это сложилось само собой: просто программисты ходят в офис в толстовках к 11 часам. Но это, конечно же, не так. Атмосфера хоть и расслабленная, но очень продуктивная. 

Итак, какие преимущества можно выделить у компаний, которые занимаются своей корпоративной культурой:

  • здоровая (этичная) атмосфера в коллективе, внутри которого люди готовы сотрудничать, решать задачи и в целом творить;

  • снижение стресса и ответа на него внутри команды, общий положительный эмоциональный настрой;

  • высокая вовлеченность и чувство ответственности;

  • повышение удовлетворенности клиентов, партнеров, подрядчиков;

  • улучшение результатов бизнеса, рост прибыли.

Новая концепция управления знаниями в компании

Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

 

Виды корпоративной этики

Конечно, трудно равнять корпоративную этику IT-стартапа и столетнего банка. Поэтому условно этику можно разделить на три большие группы:

  1. Традиционная — в ней правила жестко регламентированы и консервативны. Все операции описаны и стандартизированы, а указы не подлежат обсуждению. 

  2. Инновационная — если коротко, то это полная противоположность традиционной модели. Здесь указы как раз таки можно и нужно обсуждать, один человек может переходить из роли в роль, брать на себя как руководство, так и линейные функции в разных проектах. 

  3. Общественная — характеризуется доверительными отношениями внутри команды и акцентом на совместных усилиях. 

Каждый из этих видов этики уместен в своей нише. Например, нельзя представить военную структуру с инновационной этикой. И, наоборот, странно в диджитал-команде вводить жесткие регламенты. Но никто не запрещает брать те или иные элементы из разных групп. 

Основные правила

Обычно корпоративная этика складывается на основе общепринятых норм морали и нравственности. В первую очередь, конечно, они не должны противоречить законодательству страны, где компания работает. 

Но есть ряд ценностей, которые не описаны в кодексах, но ценятся, пожалуй, в любых сферах жизни: речь об ответственности, дисциплине, профессионализме, честности, лояльности и т.д. 

Базовый подход к этим понятиям удобно описать в корпоративном кодексе, с которым в последствии надо знакомить каждого сотрудника, а также включать в онбординг новичка. Такой кодекс выступает инструментом социального менеджмента. 

Принципы и ценности организации

Подготовка кодекса корпоративной этики — это стратегическая работа. Нельзя просто взять шаблон и наклеить свой логотип на титульный лист. Проработка ценностей — первый шаг к построению команды мечты. 

Может показаться, что это звучит слишком высокопарно и оторвано от реального бизнеса. Но все же необходимо задать себе несколько идеалистических вопросов. Таких, как:

❔ Я бы хотел доверять своей команде решение проблем или проводить все подсчеты лично?

❔ Строгий дресс-код для нашей команды — это гарант дисциплины или ограничение?

❔ Обращение «на ты» внутри команды — это норма или неуважение к ее более опытным участникам?

Фундаментальные ответы дадут направление для написания корпоративных инструкций, ведения базы знаний, проектного опыта, хранения NDA и т.д. 

Когда мы говорим о правилах, это не всегда означает ограничения. Опыт показывает, что разумнее использовать поощрительные правила — одобрение определенных моделей поведения и способов решения задач.

Но тут встает еще один вопрос: а как описать все эти правила?

Конечно же, мы приготовили несколько важных принципов:

  1. Конкретность. Хоть мы и говорим об идеалистических вопросах, ответы на них должны быть однозначными и четко сформулированными.

  2. Ясность. Иногда краткость — враг ясности, поэтому, если вы описываете сложные категории, можно не экономить бумагу. Главное — чтобы каждый участник ясно понимал как, почему и зачем введено то или иное правило. 

  3. Открытость. Кодекс корпоративной этики должен быть открыт и доступен каждому сотруднику, а также потенциальным членам команды. Нет смысла писать его и скрывать от всех.

  4. Законность и общечеловеческая этичность. Нельзя обзывать клиентов, подчиненных или представителей власти даже между собой. Любой этичный бизнес понимает, что все люди важны, имеют свои ценности и достойны уважения по умолчанию.

  5. Сотрудничество. То есть нельзя заставить человека вести себя определенным образом поперек его воле. Если это бывший военный, который с детского сада заправляет постель по линеечке, его будет тяжело склонить к расслабленной атмосфере, пока он сам этого не захочет. В принятии решений, исходите из принципа добровольного сотрудничества, в котором всем должно быть удобно работать. 

На заметку

  • Корпоративная этика — это комплекс морально-этических норм, принятых в отдельно взятой компании. Этика решает ряд вопросов личных взаимоотношений внутри команды и способствует эффективной работе. 

  • Этика может быть сформирована решением руководства или появиться стихийно. Первый вариант — предпочтительнее, если вы хотите развивать свою компанию.

  • Каждый коллектив вправе выбирать и устанавливать этические нормы, если они не противоречат законодательству и общечеловеческим нормам морали.

  • Постановления корпоративной этики прописывают в этическом кодексе, который обязателен к ознакомлению для всех сотрудников (и руководства). 

 

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.