teamly_promo_bot 1

Работа с поколением Z: особенности и ценности сотрудников-зумеров

«У молодежи много энергии, но и слишком высокие амбиции!» – именно так работодатели иногда характеризуют новых сотрудников, которые приходят на смену старшему поколению. Концепция поколений более чем актуальна на рынке труда, где бизнес сталкивается с различиями между работниками разных возрастных групп, их ценностями и поведенческими паттернами.

Поколение Z начинает активно конкурировать с уходящими бумерами (родившимися в 1943–1960 годах), поколением X (1961–1981 годы) и даже с миллениалами, появившимися на свет после 1982 года.

Поколение Z (объединяющее тех, кто родился в 2000-х) или «зумеры», – это молодые люди, родившиеся с конца 1990-х до начала 2010-х годов. Они выросли в эпоху технологий, глобализации и социальных перемен, поэтому их подход к жизни и работе отличается от взглядов предыдущих поколений.

Для руководителей важно понимать особенности зумеров, их ценности, мотивацию и то, как их лучше привлекать и удерживать в компании. В этой статье мы подробно разберем, как работать с поколением Z, чтобы создать продуктивное взаимодействие. От них уже не удастся откреститься, ведь число зумеров в мире оценивается в 2 млрд человек, из них в России, по подсчетам Росстата, проживает более 21 млн.

Как привлечь зумеров в компанию

Для того чтобы привлечь молодых специалистов, компании нужно адаптировать свое позиционирование и подход. Зумеры имеют свои специфические ценности, и игнорировать их ожидания будет ошибкой. Вот ключевые факторы, которые помогут заинтересовать представителей этого поколения.

1. Ценности компании и влияние на общество

Зумеры крайне внимательно относятся к тому, что представляет собой компания, где они собираются работать. Для них важно, чтобы бизнес разделял их ценности и вносил вклад в позитивные изменения в обществе. Например, больше шансов привлечь молодого специалиста будет у компании, которая внедряет политику экологической устойчивости, поддерживает права меньшинств или участвует в благотворительности. Прозрачная корпоративная миссия и реальные действия в этих направлениях – мощный магнит для зумеров.

2. Гибкость рабочего процесса

Рабочий график и место работы – одни из важнейших факторов для поколения Z. Многие его представители ценят возможность трудиться удаленно или по гибкому графику. Традиционные 8 часов в офисе уже не так привлекательны для молодых кадров, привыкших к свободе выбора, которую предоставляет им интернет.

3. Технологическая среда

Зумеры – это первое поколение «цифровых аборигенов», которое выросло с компьютерами, смартфонами и социальными сетями. Они ожидают, что организация будет использовать передовые технологии и предоставлять современные инструменты для работы. Устаревшие программы, медленная техника или бумажный документооборот могут оттолкнуть их.

4. Развитие и обучение

Работа – это не только средство заработка для зумеров, но и платформа для личностного и профессионального роста. Возможности обучения, курсы, воркшопы и программы наставничества – важные факторы, которые привлекают молодых специалистов. Поколению Z важно видеть перспективу и возможность прокачивать свои навыки.

Крупные корпорации активно используют программы подготовки будущих лидеров, такие как Management Trainee. Главная цель – разнообразие опыта, ведь стажёры трудятся в разных отделах на протяжении нескольких месяцев, чтобы получить полное представление о всех аспектах компании. Это помогает как нанимателю, так и сотруднику определить, в каком отделе он сможет проявить себя наилучшим образом.

5. Экоинициативы

Компании, минимизирующие экологический след или внедряющие устойчивые практики, вызывают больше энтузиазма у молодых специалистов.

6. Баланс работы и личной жизни

По подсчетам McKinsey, 77% представителей поколения Z дорожит своим временем и не готово жертвовать личной жизнью во имя карьеры. Возможность трудиться в комфортном режиме и уделять внимание своим увлечениям и близким может стать для них одним из решающих факторов при выборе места работы.

В этой связи большая часть сотрудников предпочтет фриланс или гибкий график. Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе за молодежь, компаниям стоит задуматься о пересмотре текущих рабочих процессов.

Методы рекрутинга

Классические методы найма часто не срабатывают с зумерами. Для того чтобы привлечь внимание молодых специалистов, руководителям нужно внедрять новые подходы:

1. Привлекательное позиционирование компании

Зумеры выбирают места, основываясь не только на зарплате, но и на миссии компании. Нанимателям важно демонстрировать прозрачность своих ценностей, вовлеченность в социальные и экологические вопросы.

2. Использование социальных сетей

Социальные сети – один из главных каналов коммуникации с этим поколением. По статистике, в известных мировых соцсетях сидят от 76% до 88% молодежи. Реклама вакансий в TikTok, VK или через блогеров может быть намного эффективнее, чем традиционные платформы.

3. Четкая карьерная траектория

В многих организациях специалисты классифицируются по уровням – junior, middle и senior. Это позволяет будущим работникам понять, куда они могут двигаться в компании. Новички начинают на позиции джуниора и видят перспективу роста не только в должности, но и в зарплате.

4. Максимально конкретное описание вакансий

Избегайте тоскливых фраз вроде «молодой дружный коллектив» и «неограниченная зарплата», которые уже потеряли свою привлекательность.

5. Приложения для видеорезюме

Зумеры предпочитают креативное самовыражение, и видеорезюме может стать отличным форматом для отбора кандидатов. Это позволяет лучше понять личные качества и ценности соискателя.

6. Крепкие связи с учебными заведениями

Договоритесь о размещении вакансий на сайтах университетов, проводите лекции для студентов и участвуйте в карьерных событиях. Чтобы ваши усилия были результативными, измеряйте ключевые показатели эффективности (KPI) университетских кампаний, такие как количество посетителей на встречах, отобранные кандидаты для интервью и число сотрудников, привлеченных через конкретные вузы.

Что мотивирует зумеров

Мотивация – один из ключевых элементов продуктивности сотрудников. Для поколения Z одним из отличительных факторов является понимание своих целей и возможностей их достижения. Рассмотрим, что действительно мотивирует зумеров.

1. Признание и обратная связь

Зумеры ценят открытое общение и конструктивную обратную связь. Им важно чувствовать, что их вклад в компанию замечен, а успехи признаны руководством. Регулярные встречи для обсуждения результатов и похвала за достижения могут стать мощным мотиватором.

2. Разнообразие задач

Однообразная работа «по шаблону» не вызывает у представителей поколения Z энтузиазма. Они любят экспериментировать и пробовать новое, поэтому важным источником мотивации для них является возможность разнообразить свои обязанности. Это позволяет молодым сотрудникам не только избежать скуки, но и быстрее развивать свои навыки.

3. Ценность их вклада

Для зумеров крайне важно понимать, что они делают что-то осмысленное. Они не готовы работать просто ради работы. Например, задачи, которые приводят к полезным изменениям, вдохновляют молодежь намного больше, чем выполнение механической рутины. Лидерам важно показывать прямую связь между вкладом сотрудника и результатами компании.

Как работать с поколением Z

Зумеры не всегда готовы приносить личные цели в жертву карьере. Компаниям важно учитывать это и предлагать пути, где сотрудник может развиваться без ущерба для своей личной жизни. Для этого стоит знать о следующих трёх особенностях психологии этих молодых людей.

Уровень тревожности

Поколение Z чаще сталкивается со стрессом и тревожностью. Это связано с постоянным потоком информации, который они получают через интернет и социальные сети. Привычка сравнивать себя с другими, экономическая нестабильность и давление на достижение успеха также усиливают тревожность

Высокая ценность индивидуальности

Зумеры ценят индивидуальность во всем: в жизни, рабочем процессе или выборе карьеры. Они не склонны следовать диктату системы, а стремятся выражать себя свободно. Это касается и их ожиданий от руководителя – они ждут признания их уникального подхода.

Ориентация на справедливость

Эти молодые люди более чутки к несправедливости. Воспитание в эпоху открытой информации привело их к повышенной чувствительности к темам равенства, дискриминации и экологии.

Как же выстроить эффективные отношения с сотрудниками из поколения Z? Вот несколько советов от тех, кто уже нанял зумеров на работу.

1. Создайте пространство для автономии

Зумеры ценят самостоятельность и право выбора. Дайте им возможность самостоятельно делать некоторые решения в рамках их компетенций, предоставьте свободу в определении методов работы. Независимость делает их более вовлеченными в процесс.

2. Придерживайтесь честности и открытости

Для зумеров крайне важно доверие. Они ценят руководство, которое честно делится информацией о происходящем в компании, даже если дело касается сложностей. Эти люди выросли в эпоху информационной доступности, поэтому любые попытки скрыть или «пригладить» ситуацию могут подорвать доверие.

3. Будьте наставником, а не просто руководителем

Зумеры хотят учиться, но им нужен современный подход к развитию. Руководитель перестает быть только «начальником» – он становится наставником, который делится опытом, дает советы и помогает найти индивидуальный путь карьерного роста для каждого сотрудника.

4. Интегрируйте цифровизацию

Как мы уже упоминали, поколение Z очень технологически подковано. Используйте цифровые платформы, приложения для управления проектами и коммуникациями, чтобы сделать рабочие процессы удобными и быстрыми. Здесь хорошо подойдет TEAMLY. Платформа поддерживает эмодзи для внутренней переписки между коллегами, помогает провести качественный онбординг. 

Управление конфликтами между поколениями

На рабочих местах нередко работают сотрудники разных возрастов. И хотя совместная работа непохожих людей может быть продуктивной, разница в подходах иногда вызывает конфликты между зумерами и, например, «миллениалами» или представителями поколения X. Как этого избежать?

1. Понимание ценностей каждого

Например, поколение X предпочитает дисциплину и строгую иерархию, а зумеры ценят гибкость. Помогите обеим сторонам понять и принять различия.

2. Обучение навыкам коммуникации

Для сглаживания проблемного взаимодействия можно проводить тренинги по эмоциональному и командному интеллекту. Это поможет сотрудникам лучше понимать друг друга.

3. Создание среды для обмена знаниями

Поощряйте старших сотрудников делиться опытом, а зумеров – технологиями. Это создает гармоничное взаимодействие.

Сотрудники-зумеры: плюсы и минусы

Как и у любого другого поколения, у зумеров есть свои сильные стороны и недостатки, которые стоит учитывать при работе.

Плюсы

  • Адаптивность. Зумеры легко подстраиваются под изменения, быстро осваивают новые технологии и методы работы.

  • Креативность. Молодые специалисты способны предложить свежие идеи и необычные подходы к решению задач.

  • Социальная ответственность. Они ценят компании, которые заботятся о сотрудниках, обществе и планете, и сами готовы вносить свой вклад.

  • Ориентация на инновации. Они всегда ищут инновационные пути выполнения работы.

  • Стремление к развитию. Они охотно учатся и стремятся быстро построить карьеру.

Минусы

  • Высокие ожидания. Зумеры могут требовать слишком многого от руководителя еще на старте карьеры, что иногда вызывает конфликты с более опытными коллегами.

  • Недостаток терпения. Они хотят видеть результаты быстро, что не всегда возможно, особенно в долгосрочных проектах.

  • Зависимость от цифровых технологий. Технологии – их сила, но также и слабость. Иногда сотрудники-зумеры могут меньше концентрироваться на задачи, требующие долгой концентрации без гаджетов.

Понимание особенностей поколения Z – это не просто попытка «угодить» молодым сотрудникам, но и возможность выстроить эффективную организацию, которая сможет привлекать и удерживать таланты. Внимание к ценностям, открытость и гибкость – вот ключевые инструменты для работы с зумерами. Если вы готовы адаптироваться к новым условиям, ваше сотрудничество с этим поколением будет успешным и продуктивным.

 

Используйте инструменты TEAMLY, чтобы упростить рабочие процессы

Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.