Самопрезентация: правила, советы, примеры

В этой статье собрали примеры и советы о том, что учесть для успешной самопрезентации при устройстве на работу или в общении с новыми знакомыми
clock 7 минут

Многие люди не знают что сказать, когда их просят рассказать о себе, а ведь работодателю или новому знакомому нужно только несколько секунд, чтобы составить мнение о собеседнике.

Виды самопрезентации

Самопрезентация — это рассказ о себе, он должен представить сильные стороны спикера и заинтересовать слушателей. Мы презентуем себя при каждом знакомстве, на собеседовании, в переписке с деловыми партнерами.

Естественная самопрезентация — это то, как мы представляемся в неформальной обстановке, например,  новому человеку в компании друзей. Такую речь не готовят заранее, поэтому первое впечатление зависит от интонации, мимики, позы и настроения.

Искусственная самопрезентация нужна, чтобы произвести хорошее впечатление, для этого заранее пишут текст, подбирают слова и тренируют интонацию.

Остановимся подробнее на искусственной, она тоже делится на несколько вариантов. По форме:

  • Письменная: резюме, сопроводительное письмо, биография или портфолио.

  • Устная: выступление, собеседование.

По продолжительности:

  • Лифтовая — до 30 секунд. Краткая и лаконичная, ее нужно успеть произнести на одном выдохе, как если бы вы пытались представиться человеку, пока едете вместе с ним в лифте.

  • Средняя — несколько минут. В нее помещается больше информации о том, чем выгодно сотрудничество с вами.

План деловой самопрезентации

На презентацию может отводиться 30 секунд в начале выступления или несколько минут, как на собеседовании, но, в любом случае, она состоит из трех обязательных этапов.

  1. Представиться: имя, должность, профессия.

  2. Рассказать о себе: все, что имеет отношение к делу, но ничего лишнего — навыки, опыт работы, образование, достижения. Говорите как можно конкретнее: приводите примеры из практики, перечисляйте факты.

  3. Почему нужно выбрать вас: чем вы будете полезны на этой должности, для этого заказчика или партнера.

Этот план подходит и для письменной самопрезентации, например, сопроводительного письма или портфолио. В таком случае прикрепите фото и ссылки на ваши работы, а в конце укажите контакты для связи.

Новая концепция управления знаниями в компании

Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

 

Примеры

Для примера рассмотрим, как самопрезентация одного и того же выдуманного человека будет меняться в зависимости от случая.

Краткая самопрезентация в начале выступления на конференции. Это простая сводка, из которой ясно, чем занимается человек, почему он эксперт в своем деле и зачем слушать его выступление. Не пытайтесь уместить в ней максимум фактов и смысла, она нужна, чтобы представиться и сформировать доверие с аудиторией.

Я, Олег Иванов, руководитель отдела продаж. За двадцать лет я закрывал сделки по телефону, общался с клиентами лично, руководил отделом из пятидесяти человек и всегда выполнял планы и приумножал прибыль. Вот как я этого добился.

Сопроводительное письмо к резюме. Соискатели, которые пишут: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на эту вакансию» — не преподносят свои сильные стороны и не выделяются из конкурентов. Продемонстрируйте в сопроводительном письме профессиональные навыки и знания, которые пригодятся на вакантном месте. 

Не используйте для этого абстрактные оценки: «ответственный, коммуникабельный» — они не говорят ни о чем конкретном и это пишет большинство соискателей, поэтому многие работодатели уже не обращают на такие слова внимание. Лучше расскажите о результатах работы в цифрах — достижения и ориентацию на результат оценят на многих должностях.

Здравствуйте, я Олег Иванов, опыт в продажах 20 лет. 

Заинтересовала вакансия руководитель отдела продаж, потому что люблю и умею работать в сфере рекламы: последние семь лет руководил отделом продаж в рекламном агентстве, внедрил новую систему мотивации сотрудников, поднял выручку в три раза. 

Рассказ о себе на собеседовании. Это то, как ответить на вопрос HR: «Расскажите о себе». Внимательно изучите вакансию и подумайте, что из всего опыта работы и навыков будет полезно именно здесь и как вы можете это подтвердить.

Здравствуйте, меня зовут Олег Иванов.

Я занимаюсь продажами уже двадцать лет, все это время работал в рекламе.

Последние семь лет я руководил отделом и шесть с половиной из них отдел стабильно выполнял планы продаж. За время моей работы выручка выросла в три раза. 

Для этого я пересмотрел систему мотивации сотрудников. В результате не только выросла выручка, но и улучшился психологический климат в коллективе: менеджеры перестали переживать, что у них уведут клиента, пока они на больничном или в отпуске.

Я умею вести переговоры: общался с крупными заказчиками и партнерами, подписывал миллионные контракты на выгодных условиях.

Выполнял обязанности, которые перечислены в этой вакансии: регулярно анализировал конкурентов, разрабатывал акции и планировал работу отдела в период сезонного спроса.

Готов ответить на ваши вопросы.

Основы самопрезентации

В основе хорошей самопрезентации лежит тщательная подготовка. Вот три момента, о которых нужно подумать заранее.

Кому вы будете рассказывать о себе: вы выступаете перед предпринимателями с тренингом, идете на собеседование с HR или знакомитесь с родителями невесты. Настроение встречи напрямую зависит от собеседника: допустимы ли шутки или строго деловой тон, можно одеться расслабленно или лучше достать галстук.

Что от вас ожидают: советы о том, в чем вы разбираетесь, профессиональные навыки или искренний разговор, в котором вы покажете свой характер и личность — это потребности собеседников. Если вы не будете думать о них при подготовке, то не заинтересуете слушателей.

Чем вы можете помочь: как вы можете удовлетворить эти потребности. На тренинге — поделиться экспертными советами и наблюдениями, родителям невесты — рассказать историю знакомства с невестой и планы на будущее. Подумайте, что вы сделаете на вакантном месте для развития компании, если займете его.

Перед собеседованием изучите работодателя, а перед переговорами — делового партнера: чем они занимаются, какие задачи решают, кого и зачем ищут, что вы можете предложить и какие потребности закроете. 

Правила вербального поведения

Вербальное общение — это устная речь. Вот на что нужно обратить внимание для успешной презентации.

✔️ Лексика: исключите слова-паразиты («ну», «типа», «как бы») и жаргон. Думайте об аудитории: если вы специалист узкого профиля и владеете профессиональной терминологией, то используйте ее с коллегами, а не с HR или заказчиками. Подумайте, как рассказать о ваших достижениях тем, кто не погружен в специфику профессии.

✔️ Голос должен быть спокойным, уверенным и комфортным: не громким, не тихим, без покашливания, мычания и долгих пауз.

✔️ Темп речи: подстраивайтесь под скорость собеседника. Если вы будете говорить медленнее — это утомит слушателей, а если быстрее — люди могут не понять и не запомнить о чем вы рассказали. 

✔️ Следите за дыханием: его должно хватать договорить фразу, иначе вы будете глотать окончания слов. 

✔️ Дикция: четкая, внятная. Развивайте ее с помощью скороговорок и упражнений — будет не важно, что именно вы скажите, если вас не смогут понять.

Чтобы оценить и развивать эти навыки — записывайте свою речь на диктофон, а затем прослушивайте.

Правила невербального поведения

Невербальное общение — это язык тела, который напрямую  влияет на первое впечатление.

✅ Выражение лица. Смотрите на собеседников доброжелательно и дружелюбно, говорите с небольшой улыбкой — это получится сделать без усилий, если вы будете в хорошем настроении.

✅ Зрительный контакт со слушателями, при онлайн-встрече смотрите в камеру. Когда человек бегает взглядом по одежде собеседника и интерьеру, складывается впечатление, что он не откровенен в своих словах или сомневается в себе.

✅ Осанка создает впечатление уверенного человека: не откидывайтесь на спинку стула и не округляйте спину. 

✅ Положение головы: не задирайте подбородок — это выглядит высокомерно, и не отпускайте его вниз — так вы смотрите исподлобья. Держите голову ровно. 

✅ Рукопожатие должно быть уверенное, сухое и теплое.

✅ Жесты спокойные и умеренные, без суеты и напряжения: не скрещивайте руки и не перебирайте украшения.

Для того чтобы увидеть, как вы выглядите со стороны — запишите себя на видео, тренируйтесь с зеркалом или веб-камерой.

Типичные ошибки

❌Говорить о себе, а не о слушателе: работодателе, клиенте, партнере. Сохраняйте акцент на том, чем вы будете полезны для них, почему ваш опыт и знания — это то, что нужно собеседнику.

❌Негатив в сторону текущего места работы, руководства, коллектива или каких-то обязанностей. Слушатели не будут разбираться, как на самом деле обстоят дела в этой компании и кто прав, а сделают вывод о вашей конфликтности. И тем более, не стоит критиковать работу компании, с представителями которой вы общаетесь, даже если ваша задача улучшить что-то, например, вас нанимают переделать сайт.

❌Неопрятный внешний вид. На собеседование в крупную компанию с дресс-кодом и строгой корпоративной культурой наденьте костюм. В небольшой компании достаточно аккуратной прически, нейтральной одежды, опрятного маникюра и приятного дыхания.

❌Слишком много информации о семье, увлечениях и своем характере. Если у вас богатый опыт работы, расскажите о последних пяти годах, не нужно вдаваться в детали со времен учебы. Долгие рассказы утомляют и рассеивают внимание — оставьте самое главное.

❌Мало информации: «все написано в резюме» — это не самопрезентация. Расскажите то, чего нет в резюме: сталкивались ли вы с задачами, как в этой вакансии или заказе, как их решали, чем интересует эта сфера, какие ваши качества, навыки и умения подходят для этой должности.

❌Приукрашивать достижения или просто врать о навыках и умениях: правда откроется, когда с вами начнут работать или сотрудничать, и вы потеряете работу или заказ, а, возможно, и репутацию.

❌Преуменьшать вклад в свои успехи — неуверенность отталкивает собеседников, признавайте свои заслуги.

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.