teamly_promo_bot 1

ССВУ-анализ: что это, как использовать в работе

Чтобы увидеть общую картину, нужно разложить всё по полочкам. В бизнесе для этого есть инструмент, который называется ССВУ-анализ. Он помогает оценить текущее положение дел, понять, куда двигаться дальше, и избежать неприятных сюрпризов.

Что такое ССВУ-анализ

ССВУ – это основа для стратегического анализа. Расшифровывается он так:

Сильные стороны организации. То, в чём вы хороши. Ваши преимущества перед конкурентами. Например, уникальные ресурсы или компетенции.

Слабые стороны организации. То, что у вас получается хуже, чем у других. Уязвимые места, где требуется анализ для минимизации.

Возможности организации. Потенциал для расширения и прогресса компании. Внешние обстоятельства, которые можно адаптировать под цели бизнеса.

Угрозы для организации. Факторы извне, способные создать препятствия для развития компании или снизить её устойчивость на рынке.

Представьте, вы решили открыть кофейню. Что покажет ССВУ-анализ.

Сильные стороны: отличный бариста, который варит самый вкусный кофе в городе.

Слабые стороны: маленькое помещение, не все клиенты могут комфортно разместиться.

Возможности: рядом открывается новый бизнес-центр, и вы можете привлечь новых клиентов.

Угрозы: в соседнем здании планируют открыть сетевую кофейню, которая может переманить посетителей.

В международной практике этот метод известен как SWOT-анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). ССВУ-анализ – один из наиболее популярных инструментов в бизнес-планировании. В России ССВУ-анализ начали активно применять относительно недавно, но сегодня используют практически в каждой компании, стремящейся к стратегическому развитию.

ССВУ-анализ помогает организации систематизировать информацию, видеть взаимосвязи между различными факторами и принимать взвешенные решения. Он позволит определить направление для улучшения рабочих процессов.

Все факторы, рассматриваемые в ССВУ-анализе, можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние факторы

Характеристики самой организации, на которые она может непосредственно влиять. К ним относятся:

  • Структура управления

  • Квалификация персонала

  • Финансовые ресурсы

  • Технологическое оснащение

  • Бизнес-процессы

  • Маркетинговая стратегия

Внешние факторы

Условия и силы, действующие за пределами организации, на которые она не может напрямую повлиять:

  • Рыночные тенденции

  • Действия конкурентов

  • Политические и экономические условия

  • Социальные и культурные изменения

  • Технологические новшества

  • Изменения в законодательстве

Глубокий анализ внешних факторов позволяет приспособиться к изменениям. Например, организация может использовать возможности, которые дает цифровизация.

Разберем каждый элемент ССВУ-анализа подробнее.

Сильные стороны

Это то, что делает вас особенным и отличает от конкурентов. Например, уникальные технологии, квалифицированный персонал, удачное расположение, широкий ассортимент товаров или услуг, высокий уровень сервиса и т.д.

Задайте себе вопросы: Что мы делаем лучше других? В чем наша уникальность? За что нас ценят клиенты?

Вот сильные стороны, которые выявил ССВУ-анализ для магазина одежды:

  • Эксклюзивный ассортимент, которого нет у конкурентов.

  • Высокое качество обслуживания, когда продавцы-консультанты помогают подобрать идеальный образ.

  • Удобное расположение в центре города с большой проходимостью.

Слабые стороны

Это «болевые точки», которые не дают развиваться и достичь целей. Например, устаревшее оборудование, нехватка персонала, высокие издержки, низкая узнаваемость бренда и т.д.

Вопросы ССВУ-анализа, которые помогут выявить слабые стороны: Что у нас получается хуже, чем у конкурентов? На что жалуются клиенты? Какие процессы требуют улучшения? 

Например, для ресторана слабыми сторонами могут быть:

  • Высокие цены, которые отпугивают часть потенциальных клиентов.

  • Медленное обслуживание, из-за которого гости долго ждут заказ.

  • Неудобное расположение вдали от основных пешеходных маршрутов.

Признание своих слабостей – это первый шаг к их устранению.

Возможности

Это внешние факторы, которые помогают в развития. Например, изменения в законодательстве, появление новых технологий, рост спроса на определенные товары или услуги, ослабление конкурентов и т.д.

Вопросы ССВУ-анализа для выявления возможностей: Какие изменения на рынке могут помочь? Какие новые технологии можем использовать? Какие потребности клиентов можем удовлетворить?

Например, для онлайн-школы английского языка возможностями могут быть:

  • Рост популярности дистанционного обучения.

  • Появление новых интерактивных платформ для проведения занятий.

  • Увеличение спроса на изучение английского языка для работы и путешествий.

Использование возможностей позволяет бизнесу расти и развиваться.

Угрозы

Это внешние факторы, которые плохо влияют на работу компании. Например, экономические кризисы, появление новых сильных конкурентов, перемена вкусов и предпочтений клиентов, ужесточение законодательства и т.д.

Вопросы ССВУ-анализа для определения угроз: Какие изменения на рынке могут навредить? Что делают конкуренты? Какие риски существуют для бизнеса?

Для магазина цветов угрозы такие:

  • Сезонное снижение спроса на цветы.

  • Появление новых крупных сетевых магазинов с более низкими ценами.

  • Увеличение стоимости аренды помещения.

Предупрежден – значит вооружен. Если знать угрозы, то к ним можно подготовиться и минимизировать негативное влияние.

Пример ССВУ-анализа

Представим небольшую кофейню, которая хочет понять, как ей развиваться дальше. 

Сильные стороны (С)

  • Уютная атмосфера. В кофейне всегда приятно находиться, много зелени, удобные кресла, играет тихая музыка. Клиенты говорят, что им нравится у нас отдыхать и работать.

  • Вкусный кофе. Используем качественные зерна, бариста умеют варить отличный кофе разными способами. Есть фирменные напитки, которые любят постоянные клиенты.

  • Приветливый персонал. Бариста всегда вежливые, быстро обслуживают, знают постоянных клиентов по именам, могут посоветовать что-то новенькое.

  • Удобное расположение. Кофейня находится в центре города, рядом с офисами и университетом, хорошая проходимость.

Слабые стороны (С)

  • Небольшое помещение. В часы пик часто не хватает мест, люди уходят, не дождавшись столика.

  • Высокие цены. Цены на кофе выше, чем у некоторых конкурентов, не все готовы платить больше.

  • Ограниченное меню еды. Кроме десертов и легких закусок, почти ничего нет, хотя многие клиенты хотели бы полноценно поесть.

  • Нет доставки. Многие конкуренты предлагают доставку кофе и еды, а у нас ее нет, теряем клиентов, которые хотят заказать на дом или в офис.

Возможности (В)

  • Расширение меню еды. Можно добавить сэндвичи, салаты, супы, чтобы привлечь больше клиентов, которые хотят обедать или ужинать в кофейне.

  • Введение программы лояльности. Скидки для постоянных клиентов, бонусы за покупки, чтобы удержать старых и привлечь новых.

  • Запуск доставки. Организовать доставку через курьерские службы или нанять своих курьеров, чтобы охватить больше клиентов.

  • Проведение тематических вечеров. Музыкальные вечера, мастер-классы по приготовлению кофе, чтобы создать дополнительный интерес и привлечь новую аудиторию.

  • Сотрудничество с местными организациями. Предлагать кофе-брейки для офисов, скидки для студентов, чтобы увеличить поток клиентов.

Угрозы (У)

  • Появление новых конкурентов. В районе открываются новые кофейни, которые могут переманить часть клиентов.

  • Рост цен на сырье. Цены на кофе, молоко и другие продукты растут, что может повлиять на себестоимость – придется поднимать цены.

  • Изменение потребительских предпочтений. Мода на кофе может пройти, появятся новые тренды, нужно быть готовыми к изменениям.

  • Экономический кризис. Снижение доходов населения может привести к уменьшению трат на развлечения и кафе, клиенты будут экономить.

Зная все это, владелец кофейни может расширить меню еды и запустить доставку, чтобы использовать возможности и устранить некоторые слабые стороны. Или подумать, как выделиться на фоне конкурентов и удержать клиентов, учитывая угрозы.

Как проводить ССВУ-анализ

ССВУ-анализ – это командная работа. Соберите вместе ключевых сотрудников, которые хорошо знают ваш бизнес и рынок. Платформа Тимли упростит сбор идей, визуализацию данных и постановку задач.

Шаг 1. Подготовка 

Определите цель ССВУ-анализа. Что вы хотите проанализировать: весь бизнес, отдельный проект, продукт или услугу? Подготовьте необходимые материалы: статистику продаж, маркетинговые исследования, отзывы клиентов и т.д. Создайте в Тимли отдельное пространство для анализа. Загрузите в него все документы, чтобы команда имела к ним доступ.

Шаг 2. Мозговой штурм 

Обсудите с командой каждую из четырех областей ССВУ. Записывайте все идеи, даже самые, на первый взгляд, незначительные. Не критикуйте и не оценивайте идеи на этом этапе.

Используйте инструменты Тимли:

  • Канбан-доска – создайте доску с колонками: Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности,  Угрозы. Участники будут добавлять идеи в виде карточек. 

  • Комментарии и голосования – обсуждайте предложения прямо в карточках, отмечайте самые важные идеи метками (например, «Высокий приоритет»). 

Шаг 3. Анализ и систематизация 

Проанализируйте собранную информацию. Выделите наиболее значимые факторы в каждой области. Сгруппируйте факторы по степени важности и влияния на ваш бизнес.

Применяйте инструменты Тимли:  

  • Умные таблицы – добавьте представление и перенесите данные из канбана в таблицу. Используйте фильтры, чтобы убрать ненужные строфы. 

  • Диаграммы – переключитесь на это представление, чтобы увидеть распределение факторов. Например, если угроз больше, чем возможностей, это сигнал к действию.

Шаг 4. Разработка стратегии 

На основе проведенного ССВУ-анализа создайте стратегию. Для этого пригодятся вопросы: «Как использовать свои сильные стороны? Как минимизировать слабые стороны? Как применять возможности противостоять угрозам?»

Шаг 5. Внедрение и контроль 

Внедряйте разработанную стратегию в жизнь – создавайте задачи в Тимли. 

Например: Задача: «Запустить доставку кофе» → Привяжите к карточкам «Слабая сторона» (нет доставки) и «Возможность» (спрос на доставку). 

Дашборды в Тимли помогут отслеживать выполнение задач в режиме реального времени. Попробуйте разные типы в Умных таблицах, чтобы найти самый понятный формат. 

Несколько советов для эффективного ССВУ-анализа

Будьте честны. Не приукрашивайте действительность и не закрывайте глаза на проблемы.

Смотрите шире. Учитывайте не только внутренние, но и внешние факторы.

Будьте конкретны. Избегайте общих фраз и формулируйте факторы четко и понятно.

Привлекайте разных людей. Чем больше мнений, тем объективнее будет результат.

Не бойтесь экспериментировать. Пробуйте разные подходы и инструменты.

ССВУ-анализ – это инструмент, который помогает организации оставаться конкурентоспособной, а постоянный анализ возможностей и рисков обеспечивает устойчивое развитие.

 

Используйте инструменты TEAMLY, чтобы управлять рабочими процессами

Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.