teamly_promo_bot 1

Как руководителю справиться и предотвратить выгорание сотрудников?

Каждый руководитель компании стремится создать команду из сотрудников, всегда готовых к работе и проявляющих инициативу. Однако в реальной жизни все работники – это люди, которые могут уставать, испытывать выгорание, зависеть от настроения и внешних обстоятельств.

Не только напряженные условия труда сотрудников и современные быстрые темпы жизни влияют на выгорание. Иногда руководители сами провоцируют неблагоприятную обстановку в коллективе. В результате возникают текучесть кадров, снижение производительности труда и ряд других проблем. Чтобы избежать этого, стоит особое внимание уделять психо-эмоциональному состоянию работников.

Что такое выгорание

Синдром профессионального выгорания – это ментальное расстройство, которое внесено в Международную классификацию болезней, МКБ. Это не заболевание, а состояние, обусловленное особенностями трудовой деятельности.

В МКБ-11 приводится исчерпывающее описание симптоматики синдрома. Оно включает: ощущение физического истощения, снижение продуктивности и мотивации сотрудников, негативные или циничные чувства к профессиональным обязанностям, общее ухудшение работоспособности. Игнорирование проблемы выгорания может вызвать более серьезные состояния – депрессию и тревожное расстройство.

Раньше считалось, что выгоранию подвержены в основном врачи, психологи и социальные работники. Из-за деперсонализации они теряют сочувствие к людям, становятся грубыми и циничными. Чтобы избежать выгорания, к таким сотрудникам прикрепляют наставников, которые контролируют их состояние и оказывают психологическую помощь. В наши дни термин выгорание стали применять к работникам всех профессий. От этой проблемы не застрахован ни один человек.

Для того чтобы определить профессиональное выгорание, необходимо наличие всех трёх характерных признаков:

  • Эмоциональное и физическое истощение. Это состояние проявляется апатией. У человека повышается утомляемость, появляется тревога, снижается иммунитет и обостряются хронические болезни.

  • Изменение отношения к работе. Работа больше не приносит человеку удовлетворение или вызывает негативные эмоции. Коллеги и клиенты становятся источником раздражения, а задачи кажутся бессмысленными.

  • Ухудшение работоспособности. Эффективность сотрудника падает из-за ощущения бессмысленности работы. Человек ощущает бесполезность и неспособность выполнять должностные обязанности.

Причины выгорания

Выделяют внутренние и внешние причины выгорания у человека.

Внутренние. Люди, полностью посвятившие себя работе и не оставляющие время на другие сферы жизни, сталкиваются с профессиональным выгоранием. В этом случае энтузиазм, с которым человек начинал своё дело, становится пропорционален степени эмоционального истощения, которое он испытывает в финале.

У сотрудника, который работает допоздна, трудится без выходных, нерегулярно принимает пищу и недостаточно времени проводит с близкими, быстро истощаются ресурсы. Организм больше не может поддерживать необходимый уровень работоспособности.

На предрасположенность к выгоранию влияют личные качества сотрудника: уровень выносливости человека, его самооценка, уровень тревожности и даже пол. Также к внутренним причинам относят трудности сотрудников, обусловленные состоянием здоровья, семейными обстоятельствами, бытовыми вопросами, а также взаимоотношениями с друзьями, близкими людьми или государственными структурами.

Внешние. Эти причины, в первую очередь, зависят от условий труда и атмосферы в рабочем коллективе.

Вот главные факторы, которые могут привести к выгоранию сотрудников:

  • Избыточная рабочая нагрузка, непостоянный график и частые переработки, не оставляющие человеку времени для полноценного отдыха. Это создает напряженную и стрессовую обстановку для сотрудников.

  • Чрезвычайная степень ответственности и значительные финансовые санкции за недочеты.

  • Избыточные дополнительные функции, не относящиеся к основным обязанностям.

  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе: интриги, сплетни, ссоры и прочие конфликты.

Среди причин, которые могут привести к профессиональному выгоранию и связаны с рабочей средой в организации, выделяют постоянную смену сотрудников. С приходом нового человека необходимо выстраивать отношения заново. Также стоит упомянуть недостаточное количество персонала, когда человеку приходится выполнять не только свои задачи, но и обязанности других сотрудников.

В числе управленческих промахов, способствующих выгоранию, выделяют неверный стиль руководства (например, излишне строгий и авторитарный) или непостоянство требований со стороны менеджеров.

Всё это может привести к эмоциональному истощению, которое выражается в физическом и психологическом утомлении и влечет рассеянность, промахи, снижение эффективности и срыв сроков.

Как предотвратить эмоциональное выгорание сотрудников

Еще раз отметим, что человек может не осознавать, что он находится в состоянии эмоционального выгорания и физического истощения. Особенно это характерно для людей, которые привыкли трудиться на износ. Это связано с личными особенностями, формирующимися в раннем возрасте. За такими сотрудниками необходимо внимательно наблюдать.

Чтобы предотвратить выгорание можно предпринять следующие действия.

  • Отслеживайте эмоциональное состояние работников. Организуйте систематические опросы и анкетирование, чтобы узнать мнение сотрудников об их текущем состоянии, уровне удовлетворенности и комфорте на рабочем месте. Далее создайте план действий для каждого стрессового фактора, который поможет уменьшить или устранить его воздействие. Универсального решения не существует: для каждой компании планы будут уникальными.

  • Организуйте работу персонала так, чтобы нагрузка была оптимальной. Не стимулируйте переработки! В работе иногда возникают срочные задачи, и нужно задержаться на рабочем месте, но не допускайте, чтобы это стало нормой. Чрезмерная загруженность может привести к эмоциональному выгоранию и другим проблемам со здоровьем. В случае, если работники в вашей компании регулярно задерживаются на рабочем месте, необходимо провести анализ графика. Вероятно, потребуется скорректировать расписание и привлечь дополнительных сотрудников для более эффективного распределения рабочей нагрузки.Среди инструментов, которые помогут это сделать, выделим диаграмму Ганта.

  • Оптимизируйте рабочие процессы в компании. Работники должны чётко понимать, за что они несут ответственность, кому предоставлять результаты своей работы и в какие сроки выполнять задачи. В условиях беспорядочного рабочего процесса сотрудники неизбежно будут испытывать стресс. Если в рабочих процессах есть рутинный труд и его невозможно избежать автоматизацией и оптимизацией, то одним из вариантов минимизации его негативного влияние может быть ротация персонала между разными видами деятельности.

  • Выражайте признательность и одобрение работникам. Недооцененные сотрудники быстро теряют интерес к своим обязанностям. Они ощущают себя лишними и бесполезными. А потеря смысла в работе приводит к выгоранию.
    Стоит поддерживать коммуникацию и получать обратную связь. Если у вас есть человек, работающий удалённо, регулярно проводите с ним видеоконференции. Это поможет сотрудникам ощущать себя вовлечёнными в работу, а вы вовремя заметите, если у них возникнут проблемы.

  • Создайте благоприятную атмосферу в коллективе. Один из способов борьбы с профессиональным выгоранием – позитивная  атмосфера в коллективе, то есть формирование здоровой корпоративной культуры в компании.
    Исследования показывают, что неформальное общение между коллегами усиливает чувство единства и вовлечённости в рабочий процесс, а также стимулирует желание продолжать совместную работу.
    Постарайтесь вовремя выявлять конфликты в коллективе. Конфликты и споры приводят к эмоциональным проблемам у человека и ухудшают производительность труда. Если конфликт неразрешим силами сотрудников, руководство компании должно принять непосредственное участие в урегулировании.

  • Организуйте корпоративный отдых и совместные мероприятия вне работы. Это может быть и непринужденная беседа, и тематическое мероприятие, например, кулинарный мастер-класс или прогулка. Цель – предоставить участникам возможность общения на отвлеченные темы и приятно провести время вместе.
    Организуйте обучение и повышение квалификации. Это позволит сотрудникам на время отвлечься от основных обязанностей и почувствовать уверенность, что руководство их ценит и готово вкладываться в развитие. Временная смена рода деятельности поможет человеку справиться с выгоранием.

Как работать с выгоревшими сотрудниками

Не стоит радоваться, если ваш лучший сотрудник трудится без отдыха, принося компании высокие прибыли. В долгосрочной перспективе это может повлечь негативные последствия. Возможно, стоит рассмотреть вариант выдачи внеочередной премии и проследить, чтобы он использовал её для отдыха или обращения к специалисту.

Сотрудники не всегда способны осознать, что они столкнулись с таким явлением, как профессиональное выгорание. Однако со стороны это становится очевидным. Поэтому руководитель компании должен уделять время анализу подобных проблем среди сотрудников и предпринимать меры для их устранения.

Используйте инструменты TEAMLY, чтобы управлять рабочими процессами

Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы

Хотите первыми узнавать о современных практиках в управлении знаниями?

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Другие статьи

Ко всем статьям
Что такое реорганизация предприятия и как ее провести
Опыт компании

Что такое реорганизация предприятия и как ее провести

Рассказываем, как, для чего и почему юрилица проводят реорганизацию и как повысить эффективность работы компании в процессе и после проведения преобразования
29.02.2024
KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать
Инструменты

KPI – что это такое, зачем нужны и как их считать

Рассказываем, зачем компании внедрять в свои процессы систему показателей эффективности работы сотрудников и как правильно рассчитать KPI
28.02.2024

Обсудим ваш проект?

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами. Задайте все вопросы эксперту

Оставьте свои контактные данные, и мы с удовольствием организуем для вас персональную демонстрацию нашего сервиса.

Читайте нас в социальных сетях

Актуальные новости, интересные события, полезные материалы про эффективное управление корпоративными знаниями и командную работу.