Как руководителю справиться и предотвратить выгорание сотрудников?
Каждый руководитель компании стремится создать команду из сотрудников, всегда готовых к работе и проявляющих инициативу. Однако в реальной жизни все работники – это люди, которые могут уставать, испытывать выгорание, зависеть от настроения и внешних обстоятельств.
Не только напряженные условия труда сотрудников и современные быстрые темпы жизни влияют на выгорание. Иногда руководители сами провоцируют неблагоприятную обстановку в коллективе. В результате возникают текучесть кадров, снижение производительности труда и ряд других проблем. Чтобы избежать этого, стоит особое внимание уделять психо-эмоциональному состоянию работников.
Что такое выгорание
Синдром профессионального выгорания – это ментальное расстройство, которое внесено в Международную классификацию болезней, МКБ. Это не заболевание, а состояние, обусловленное особенностями трудовой деятельности.
В МКБ-11 приводится исчерпывающее описание симптоматики синдрома. Оно включает: ощущение физического истощения, снижение продуктивности и мотивации сотрудников, негативные или циничные чувства к профессиональным обязанностям, общее ухудшение работоспособности. Игнорирование проблемы выгорания может вызвать более серьезные состояния – депрессию и тревожное расстройство.
Раньше считалось, что выгоранию подвержены в основном врачи, психологи и социальные работники. Из-за деперсонализации они теряют сочувствие к людям, становятся грубыми и циничными. Чтобы избежать выгорания, к таким сотрудникам прикрепляют наставников, которые контролируют их состояние и оказывают психологическую помощь. В наши дни термин выгорание стали применять к работникам всех профессий. От этой проблемы не застрахован ни один человек.
Для того чтобы определить профессиональное выгорание, необходимо наличие всех трёх характерных признаков:
-
Эмоциональное и физическое истощение. Это состояние проявляется апатией. У человека повышается утомляемость, появляется тревога, снижается иммунитет и обостряются хронические болезни.
-
Изменение отношения к работе. Работа больше не приносит человеку удовлетворение или вызывает негативные эмоции. Коллеги и клиенты становятся источником раздражения, а задачи кажутся бессмысленными.
-
Ухудшение работоспособности. Эффективность сотрудника падает из-за ощущения бессмысленности работы. Человек ощущает бесполезность и неспособность выполнять должностные обязанности.
Причины выгорания
Выделяют внутренние и внешние причины выгорания у человека.
Внутренние. Люди, полностью посвятившие себя работе и не оставляющие время на другие сферы жизни, сталкиваются с профессиональным выгоранием. В этом случае энтузиазм, с которым человек начинал своё дело, становится пропорционален степени эмоционального истощения, которое он испытывает в финале.
У сотрудника, который работает допоздна, трудится без выходных, нерегулярно принимает пищу и недостаточно времени проводит с близкими, быстро истощаются ресурсы. Организм больше не может поддерживать необходимый уровень работоспособности.
На предрасположенность к выгоранию влияют личные качества сотрудника: уровень выносливости человека, его самооценка, уровень тревожности и даже пол. Также к внутренним причинам относят трудности сотрудников, обусловленные состоянием здоровья, семейными обстоятельствами, бытовыми вопросами, а также взаимоотношениями с друзьями, близкими людьми или государственными структурами.
Внешние. Эти причины, в первую очередь, зависят от условий труда и атмосферы в рабочем коллективе.
Вот главные факторы, которые могут привести к выгоранию сотрудников:
-
Избыточная рабочая нагрузка, непостоянный график и частые переработки, не оставляющие человеку времени для полноценного отдыха. Это создает напряженную и стрессовую обстановку для сотрудников.
-
Чрезвычайная степень ответственности и значительные финансовые санкции за недочеты.
-
Избыточные дополнительные функции, не относящиеся к основным обязанностям.
-
Неблагоприятная атмосфера в коллективе: интриги, сплетни, ссоры и прочие конфликты.
Среди причин, которые могут привести к профессиональному выгоранию и связаны с рабочей средой в организации, выделяют постоянную смену сотрудников. С приходом нового человека необходимо выстраивать отношения заново. Также стоит упомянуть недостаточное количество персонала, когда человеку приходится выполнять не только свои задачи, но и обязанности других сотрудников.
В числе управленческих промахов, способствующих выгоранию, выделяют неверный стиль руководства (например, излишне строгий и авторитарный) или непостоянство требований со стороны менеджеров.
Всё это может привести к эмоциональному истощению, которое выражается в физическом и психологическом утомлении и влечет рассеянность, промахи, снижение эффективности и срыв сроков.
Как предотвратить эмоциональное выгорание сотрудников
Еще раз отметим, что человек может не осознавать, что он находится в состоянии эмоционального выгорания и физического истощения. Особенно это характерно для людей, которые привыкли трудиться на износ. Это связано с личными особенностями, формирующимися в раннем возрасте. За такими сотрудниками необходимо внимательно наблюдать.
Чтобы предотвратить выгорание можно предпринять следующие действия.
-
Отслеживайте эмоциональное состояние работников. Организуйте систематические опросы и анкетирование, чтобы узнать мнение сотрудников об их текущем состоянии, уровне удовлетворенности и комфорте на рабочем месте. Далее создайте план действий для каждого стрессового фактора, который поможет уменьшить или устранить его воздействие. Универсального решения не существует: для каждой компании планы будут уникальными.
-
Организуйте работу персонала так, чтобы нагрузка была оптимальной. Не стимулируйте переработки! В работе иногда возникают срочные задачи, и нужно задержаться на рабочем месте, но не допускайте, чтобы это стало нормой. Чрезмерная загруженность может привести к эмоциональному выгоранию и другим проблемам со здоровьем. В случае, если работники в вашей компании регулярно задерживаются на рабочем месте, необходимо провести анализ графика. Вероятно, потребуется скорректировать расписание и привлечь дополнительных сотрудников для более эффективного распределения рабочей нагрузки.Среди инструментов, которые помогут это сделать, выделим диаграмму Ганта.
-
Оптимизируйте рабочие процессы в компании. Работники должны чётко понимать, за что они несут ответственность, кому предоставлять результаты своей работы и в какие сроки выполнять задачи. В условиях беспорядочного рабочего процесса сотрудники неизбежно будут испытывать стресс. Если в рабочих процессах есть рутинный труд и его невозможно избежать автоматизацией и оптимизацией, то одним из вариантов минимизации его негативного влияние может быть ротация персонала между разными видами деятельности.
-
Выражайте признательность и одобрение работникам. Недооцененные сотрудники быстро теряют интерес к своим обязанностям. Они ощущают себя лишними и бесполезными. А потеря смысла в работе приводит к выгоранию.
Стоит поддерживать коммуникацию и получать обратную связь. Если у вас есть человек, работающий удалённо, регулярно проводите с ним видеоконференции. Это поможет сотрудникам ощущать себя вовлечёнными в работу, а вы вовремя заметите, если у них возникнут проблемы.
-
Создайте благоприятную атмосферу в коллективе. Один из способов борьбы с профессиональным выгоранием – позитивная атмосфера в коллективе, то есть формирование здоровой корпоративной культуры в компании.
Исследования показывают, что неформальное общение между коллегами усиливает чувство единства и вовлечённости в рабочий процесс, а также стимулирует желание продолжать совместную работу.
Постарайтесь вовремя выявлять конфликты в коллективе. Конфликты и споры приводят к эмоциональным проблемам у человека и ухудшают производительность труда. Если конфликт неразрешим силами сотрудников, руководство компании должно принять непосредственное участие в урегулировании.
-
Организуйте корпоративный отдых и совместные мероприятия вне работы. Это может быть и непринужденная беседа, и тематическое мероприятие, например, кулинарный мастер-класс или прогулка. Цель – предоставить участникам возможность общения на отвлеченные темы и приятно провести время вместе.
Организуйте обучение и повышение квалификации. Это позволит сотрудникам на время отвлечься от основных обязанностей и почувствовать уверенность, что руководство их ценит и готово вкладываться в развитие. Временная смена рода деятельности поможет человеку справиться с выгоранием.
Как работать с выгоревшими сотрудниками
Не стоит радоваться, если ваш лучший сотрудник трудится без отдыха, принося компании высокие прибыли. В долгосрочной перспективе это может повлечь негативные последствия. Возможно, стоит рассмотреть вариант выдачи внеочередной премии и проследить, чтобы он использовал её для отдыха или обращения к специалисту.
Сотрудники не всегда способны осознать, что они столкнулись с таким явлением, как профессиональное выгорание. Однако со стороны это становится очевидным. Поэтому руководитель компании должен уделять время анализу подобных проблем среди сотрудников и предпринимать меры для их устранения.
Используйте инструменты TEAMLY, чтобы управлять рабочими процессами
Записывайтесь на онлайн-презентацию! Продемонстрируем интерфейс и все возможности платформы
